Форум » Светлые учения Земли » Тора и психология » Ответить

Тора и психология

Hasida: Лет 15 назад начала изучать Тору. Увлеклась так, что читала в еврейской библиотеке, ходила в синагогу. Сначала евреи думали, что хочу принять гиюр и выехать на ПМЖ, а потом привыкли. Зачем завела тему? Тора - это книга по психологии. Это путь к себе. Изучая Тору, я многое понимала о человеке, об устройстве его внутреннего мира, о законах Вселенной. И, когда, пришла к учению ЛВ, то была удивлена, насколько оно переплетается с иудаизмом. В теме буду выкладывать материалы по вопросам, которые обсуждаются на форуме. Дабы можно было посмотреть ещё под одним углом.

Ответов - 6

Hasida: Любовь — захватывающее понятие. Любая женщина хочет любить и быть любимой. Но почему кого-то любят, а кто-то так и не узнал, что это такое. Как работает механизм любви? Как рождается это чувство и куда вдруг пропадает? Статья Эстер Оффенгенден "Искусство любить себя" В этой статье мы поговорим о первом из аспектов любви, являющемся основой решения множества проблем, которые мешают человеку чувствовать себя счастливым. Я говорю о любви и уважении к себе самому, о принятии себя. С точки зрения еврейской философии нет ничего естественнее и проще, чем любить себя. Кажется, все понимают, что означает любить человека. Вы не будете издеваться над любимым, доводить его до болезни, радоваться, когда ему тяжело. Наоборот, попытаетесь делать для него приятное, заботиться о нем, следить за его здоровьем и так далее. Но практика показывает, что по отношению к самому себе многие ведут себя иначе… - Я просто больше не могу… Я падаю с ног… Никто не понимает, как мне тяжело… - Я пришла с работы абсолютно без сил и сразу принимаюсь за готовку и уборку. Думаю, все… Сейчас упаду. Но надо — значит, надо… Я не могу позволить себе отдых… (Кстати, подумайте, а что вы не можете себе позволить?) Такие знакомые и абсолютно правдивые фразы. Мы принадлежим к поколению женщин-победительниц, взваливших на свои плечи кроме воспитания детей и ведения домашнего хозяйства еще и полный рабочий день. Нам не просто. Это правда. Но обратите внимание, каким тоном женщины говорят о своих трудностях, о своей тотальной усталости. Главное чувство, звучащее в их словах — гордость. Я несколько раз слышала приведенные выше фразы от тяжело больных женщин. С их помощью они объясняли, почему не занялись вовремя своим здоровьем. Их подход еще раз доказывает, что человек — не животное. Рамхаль говорит, что у животного всегда вовремя срабатывает инстинкт самосохранения. Любое живое существо ведет себя осторожно, старается не навредить себе. Но человек, пытаясь быть выше этого, двигается по жизни «как слепец над пропастью». Рав Амнон Ицхак как-то сказал, что это еще большой вопрос, чья жизнь лучше — кошки, например, или человека. У кошки нет проблем с деньгами, диетой, модой. (Коты в сапогах существуют только в сказках!) И никто еще не встречал кошку в депрессии или кошку, которая ужасно недовольна собой. Пеле Йоэц пишет: «Любить себя — это естественно для человека, так его сотворил Всевышний. У человека нет никого ближе него самого; человек естественно любит себя больше кого бы то ни было или чего бы то ни было в мире. Если ему угрожает смерть — он готов на все, чтобы спастись. Но существует страшная болезнь, во время которой человек словно пьянеет и вредит сам себе,- он перестает себя любить. Это приносит зло и телу человека, и его душе». Другими словами, по мнению Пеле Йоэца, не любить себя, не заботиться о себе, не принимать себя — противоестественно. Это состояние подобно болезни, разрушающей базис человеческой натуры. А как же эгоизм? Неужели Тора советует нам быть эгоистами, любить только себя, заботиться только о себе? Конечно, нет. Мы должны любить себя, а не становиться эгоистами. Это два абсолютно разных понятия и, возможно, осознание этого поможет выздороветь большинству из тех, кто «болен» неумением любить себя. В первой главе Торы «Берешит» рассказывается, что из райского сада вытекало четыре реки. Один из комментариев объясняет, что течение этих рек указывало на четыре направления, уводящие из «рая», то есть от правильного течения жизни. Одна из этих рек называлась Геа. Она омывала землю рабов. Ее течение увлекало за собой эгоистов, считающих себя больше и важнее других людей и существующих лишь за счет помощи и поддержки других. Но почему для эгоиста так важна подобная поддержка? Эгоист — это человек, который потерял себя, не любит себя и ужасно боится, что окружающие будут к нему относиться также плохо, как он сам относится к себе. Только хорошее отношение других людей как-то поддерживает его самооценку. Эгоисту кажется, что если он не будет бороться, требовать, добиваться — никто не будет его любить. Настоящая любовь к себе проистекает от осознания того факта, что я являюсь частичкой Всевышнего. Отсюда следует, что любой человек — абсолютно необходимая часть этого мира, обладающая особенными силами и возможностями. Как говориться, в минуту, что ты родился, ты доказал, что мир без тебя не может!В общем, любовь к себе тождественна любви к Б-гу. Основное ощущение эгоиста — «мне все должны». В отличие от него человек, любящий себя, чувствует — «я могу дать!» Эгоист — мученик, страдалец, кричащий людям: «Как вам не стыдно?!» Любящий себя знает, как получить удовольствие от жизни и всегда старается получать его! Быть эгоистом — тяжелая работа. Требования, ожидания и вечное разочарование, недовольство жизнью, ощущение недооцененности — все это требует огромного вклада энергии. Сил на развитие и движение вперед уже не остается. Любить себя — не эгоизм! В Торе есть несколько основ, которые невозможно реализовать без любви к себе. Например, известное высказывание раби Акива: «Любить ближнего как самого себя — великое правило Торы». Из него следует, что сначала человек должен любить, ценить и уважать себя, и только познав и прочувствовав эту любовь, это ощущение своей важности и единственности, он может перенести это чувство на другого человека, не менее важного и исключительного. Одно из первых правил, которым учат еврейских невест, такое: «Если ты себя не любишь, кто же будет тебя любить?» Это значит, во-первых, что главным источником любви к себе должна быть я сама. При соблюдении этого условияуровень напряженного ожидания любви мужа снизится так резко, что ему будет намного легче и «безопаснее» давать любовь, а мне — её принимать . Во-вторых, это правило говорит о том, что невозможно любить того, кто не любит себя. Такой человек транслирует окружающим приблизительно следующее ощущение: «Ну уж если он сам, наверняка себя хорошо зная, так к себе относится, что же нам остается…»И его, действительно, практически невозможно полюбить.

Fenix: Hasida пишет: И никто еще не встречал кошку в депрессии или кошку, которая ужасно недовольна собой. И у кошек бывает депрессия и у собак....Я видела... Хотя возможно это моё зеркалилось Hasida пишет: в минуту, что ты родился, ты доказал, что мир без тебя не может

Constanta: Hasida пишет: в минуту, что ты родился, ты доказал, что мир без тебя не может То же обратила внимание на эти слова, потому что сегодня встретились такие: Кaждый из нaс впрaве считaть себя успешным, нaчинaя с моментa зaчaтия


Hasida: Мужчина должен оказывать жене почет, потому что женщина очень болезненно переживает несправедливость, недооценку. Это не просто мое праздное наблюдение. Такова женская природа – женщина болезненно воспринимает несправедливость, недооценку ее достоинств, когда с ней не считаются, будто она ничто. Ведь это не так! Когда с мужчиной не считаются, держат его за ничто, его ранит не несправедливость, его ранит правда. Он и есть ничто, и его ввергает в ярость любое напоминание об этом. А женщина болезненно реагирует лишь на несправедливость, заниженность ее статуса в глазах окружающих. Вот почему иногда женщину можно годами обижать, а она будет говорить, что, значит, она это заслужила. Мужчина так не может. В такой ситуации он не скажет: «Я заслуживаю этого», потому что для него вопрос не в этом. С его точки зрения, вопрос таков: «Являюсь ли я чем-то в ваших глазах или нет? Если вы меня обижаете, значит, со мной можно не считаться, но я с этим смириться не могу. Приравненный к нулю, я не могу продолжать жить!» А женщина попросту говорит себе: «Я это заслужила – какая тут несправедливость!» С этой мыслью она может жить и жить. Манис Фридман "...ЗА ТО, ЧТО НЕ СОТВОРИЛ МЕНЯ ЖЕНЩИНОЙ" ... ЗА ТО, ЧТО НЕ СОТВОРИЛ МЕНЯ ЖЕНЩИНОЙ Манис Фридман Б-г сотворил Адама. А каким он был с того момента, когда впервые открыл глаза? Какова была его душа?.. У него не было Эдипова комплекса – откуда же такому быть у не знающего матери; не было и родовой травмы, поскольку он не был рожден; ему не было знакомо соперничество братьев... Что же это был за человек – Адам? Интересно, что у Адама не было и инстинкта самосохранения. Вот почему, когда Б-г сказал ему: «От дерева же познания добра и зла, от него не ешь, ибо как только вкусишь от него, должен ты умереть», – это не произвело на него большого впечатления. «Ах, я умру? Ну и что же? Легко досталось, легко будет и расставаться». Полное отсутствие инстинкта самосохранения. Адам не цеплялся за жизнь. Так что же происходило в его душе? Адам желал смерти. Такова была его психика. Он желал смерти, потому что жизнь казалась ему состоянием неестественным. Когда Б-г говорит: «Из земли ты взят... и в прах возвратишься» – это в какой-то мере отвечает психологии Адама. «Я возник из праха, я хочу вернуться назад» – вот его логика. Куда назад? Назад, в прах – назад в ничто! И до наших дней мужчинам свойствен этот комплекс. Если отнять у них все внешнее, всю мишуру, отнять деньги, машину, синие замшевые туфли – что останется? Ничего! Прах! Каждый мужчина боится, что в конце концов может обратиться в ничто независимо от всех своих прежних достижений. Он может быть самым богатым, самым могущественным, самым преуспевающим, самым талантливым и популярным человеком, но в глубине души все же боится, что все это пройдет и он станет ничем, нулем. Женщинам не свойственно такое чувство. Они не боятся своего ничтожества и даже не подозревают о нем, свободные от этого страха. И все потому, что Ева была создана не из праха, а из части Адама. Поэтому там, где мужчина боится, что ему придется обратиться в ничто, женщина, даже если отнять у нее все ее достоинства и достижения, все равно останется человеком. Если отнять у женщины всю ее женскую суть, она не превратится в ничто, а только станет «он». Она растворяется в нем. А если у мужчины отнять его мужскую суть, то он не растворится в женщине, а станет ничем. Вот почему мужчине необходимо чего-то добиваться, что-то совершать. Он должен это делать, чтобы что-то противопоставить пустоте, ему это необходимо. Между тем женщине, чтобы существовать, не надо лезть из кожи вон ради достижений, и все же ей надо что-то совершать ради того, чтоб ее ценили. Ибо если вы ничто и вам необходимо стать чем-то, то предстоит совершить все, и больше всего вы нуждаетесь в уважении. Уважение означает, что вы что-то представляете собой. Женщина не боится стать ничем, однако она не понимает и не в состоянии перенести, если ее достижения не оценены по достоинству. Поэтому больше всего женщина нуждается в признании – в признании ее достоинств. Талмуд говорит, что мужчина должен оказывать почет своей жене, не обижать ее. Мужчина должен оказывать жене почет, потому что женщина очень болезненно переживает несправедливость, недооценку. Это не просто мое праздное наблюдение. Такова женская природа – женщина болезненно воспринимает несправедливость, недооценку ее достоинств, когда с ней не считаются, будто она ничто. Ведь это не так! Когда с мужчиной не считаются, держат его за ничто, его ранит не несправедливость, его ранит правда. Он и есть ничто, и его ввергает в ярость любое напоминание об этом. А женщина болезненно реагирует лишь на несправедливость, заниженность ее статуса в глазах окружающих. Вот почему иногда женщину можно годами обижать, а она будет говорить, что, значит, она это заслужила. Мужчина так не может. В такой ситуации он не скажет: «Я заслуживаю этого», потому что для него вопрос не в этом. С его точки зрения, вопрос таков: «Являюсь ли я чем-то в ваших глазах или нет? Если вы меня обижаете, значит, со мной можно не считаться, но я с этим смириться не могу. Приравненный к нулю, я не могу продолжать жить!» А женщина попросту говорит себе: «Я это заслужила – какая тут несправедливость!» С этой мыслью она может жить и жить. В этом кроется агрессивность мужчины. Во что бы то ни стало он хочет, чтобы его признали за нечто, заслуживающее внимания, за личность. Ему необходимо добиться признания, обрести уважение. Эта необходимость обрести – агрессивна. А вот женщина исполнена решимости сохранить имеющееся у нее, остаться собой. Как бы активно она ни добивалась этой цели, это – не агрессия: ведь она охвачена не жаждой что бы то ни было обрести, а только пытается сохранить то, что имеет, что ей присуще. Когда лев отправляется на охоту, он воинствен, агрессивен. А когда на охоту выходит львица, она просто пытается добыть корм для своей семьи. Она даже может быть яростней самца, но это не агрессия, а продиктовано необходимостью сохранения потомства. Угрожать медвежонку в присутствии его матери-медведицы очень опасно. Вы говорите: «Ах, как эта медведица агрессивна!» Неправда! Она совершенно пассивна. И пока вы ей не угрожаете, она на вас не нападет. Ей вашего ничего не нужно! Она лишь хочет сохранить то, что у нее есть, и, защищая свое, проявит свирепость. Однако это охрана, а не агрессия. В противоположность этому лев-самец хочет отнять у вас ваше и сделает все, чтобы того добиться. Поэтому даже если он сделает это без кровопролития, мягко, это – агрессия! Даже самое тонкое и вежливое обольщение – агрессия, поскольку представляет собой попытку получить чужое. Вы стремитесь что-то заполучить, вы себе что-то присваиваете, следовательно вы – хищник! Пусть очень милый, обольстительный, – хищник. Мужчин называют агрессивными, потому что им требуется нечто такое, чего у них нет. Женщин называют пассивными, потому что им не свойственно охотиться за тем, чего у них нет, они довольствуются имеющимся (естественно, мы говорим не о физической собственности, а о психике). Это помогает нам понять благословения, которые произносят мужчины и женщины перед утренней молитвой. Мужчина говорит: «Благодарю тебя, Б-же, за то, что не сотворил меня женщиной». Он благодарит Б-га, что он не что-то иное, поскольку не может сделать в этой связи никакого позитивного заявления, не может сказать: «Благодарю тебя, Б-жe, за то, что я есть то-то и то-то». Он никогда не уверен, что что-то представляет собой. Женщина же говорит: «Благодарю Тебя за то, что создал меня такой, какой Ты хочешь» – чтобы я была вправе сделать о себе позитивное заявление. И она благодарна уже за то, чем является, что она в сущности есть.

Наталия: КЛАССССС!Hasida спасибо огромное!:)Для меня именно сегодня это надо было прочитать!ААААААААААААА!Радуюсь что пришло понимание))))))))))))))))))

Hasida: ТОРА и человек Существует ли связь между Торой и реальной человеческой историей? Все миры подобны друг другу. Есть 5 высших миров, духовных миров, и наш, наинизший, материальный. Наш мир отличается от всех высших своей материей. Поэтому понятия "мир", "время", "душа", "расстояние", "пространство" - у нас иные, чем в высшем мире. Если человек понимает правильно совмещение понятий нашего мира и духовного, он понимает правильно связь миров. Но для этого он должен находиться в обоих мирах: в нашем и в каком-либо из высших. В нашем мире должны произойти все события, которые запланированы в высшем мире. Все нисходит из высшего мира в наш мир. Все происходящее в высшем мире описывается в Торе. Тора повествует о происходящем "там". Но описываемое в Торе происходит с каждой душой. Т.е. Тора обращается к каждому из нас, будто только он один существует в мироздании, будто только его создал Творец (Тора медабэрэт бэ адам эхад). Получается, что все, что описывается в Торе, есть в душе каждого из нас. Так действительно каждый входящий в высший мир ощущает. Т.е. в духовном каждая душа обязана пройти все ступени развития, все, что говорится в Торе. Наш же мир создан таким образом, что в телах мы получаем неживую, т.е. неизменную картину, человек не меняется от гоя, к ехуди, к леви, к коэн, к исраэль. Человек в нашем мире не может одновременно быть царем и рабом, мужчиной и женщиной, иметь разные судьбы, разные характеры, должности и пр. Здесь, в телах, в нашем мире, каждый из нас - одно из овеществленных свойств высшего мира. Получается, что в теле каждого из нас овеществляется какая-то одна особенность, а в душе каждого есть все особенности. Вследствие этого получается, что Тора читается внешне, для тела, и внутренне, для души, совершенно различно и даже противоположно, как сказано: "Мнение Торы (отдавать) противоположно мнению хозяев (получать)". Отсюда Вам станет понятным применение исполнения заповедей в нашем мире и в духовном: в высшем мире каждый из нас должен уподобиться Творцу и потому обязан выполнить все заповеди в их духовном виде - приобрести экран на все свои желания и таким образом достичь вершины лестницы и полного подобия Творцу; в нашем мире человек обязан выполнять то, что дается ему по обстоятельствам: если он коэн, если разводится, если хоронит, если .... Каждый выполняет то, что приходится ему. А в итоге все дополняют друг друга за всю историю в одну полную картину. Сегодня нет, например, Храма, а потому сотен заповедей, связанных с этим. Поэтому за всю историю все люди вместе взятые составляют, как в мозаике, одну полную картину мира. Получается, что в нашем мире все мы как части этой одной большой картины. Поэтому в нашем мире когда-нибудь, но один раз, должны произойти все события, описываемые в Торе. Поэтому был выход из Египта один раз, получение Торы один раз и т.п. - и этого достаточно. А в духовном - каждый должен самостоятельно пройти все этапы Торы. http://www.kabbalah.info/ruskab/book16/book16-7.htm



полная версия страницы