Форум » Светлые учения Земли » Каббала - это наука (продолжение) » Ответить

Каббала - это наука (продолжение)

Nat: Каббала - это наука. Каббала - это наука - начало темы Каббала - это наука (продолжение 2)

Ответов - 99, стр: 1 2 3 4 5 All

Nat: Библия и вце святые книги говорят лишь о духовном мире и только каббалисты, которие находятся в духовном способны ее правильно читать. Вся Библия написана алигорическим языком, поетому не каббалисты читают ее как повествование о нашем мире.

Nat: Каббала является методикой прохода в дыховний мир и исправления, поетому с помошью Каббалы мы сможем научиться правильно понимать язык Торы (Библии)

Nat: правильно уровней нет, вокруг нас только ровный свет, а сфирот, ето уровни нашего пока еше не исправленного кли(души).


Nat: Здоровье Беседа ученого каббалиста Михаэля Лайтмана с Нивом Навоном, зав. отделом распространения материалов организации «Бней Барух» в сети Интернет 22 марта 2009 г. Н. Навон: Здравствуйте, д-р Лайтман! М. Лайтман: Здравствуй, Нив! Н. Навон: Мы сейчас сидим с Вами в студии, но я знаю, что Вы начинаете свой день с различных физических упражнений. Расскажите, пожалуйста, об этом. М. Лайтман: Это тема для беседы? Н. Навон: Я спрашиваю об этом, потому что тема нашей сегодняшней беседы – здоровье. Я знаю, что Вы уделяете здоровью большое внимание. М. Лайтман: Я с раннего возраста занимался различными видами спорта: легкой атлетикой, бегом. Н. Навон: На какие дистанции? М. Лайтман: 5000 метров. Н. Навон: О, это серьезно! М. Лайтман: Да, и добивался на этой дистанции хороших результатов. Не был чемпионом, но справлялся вполне прилично. Я занимался спортом до 23-24 лет, пока серьезно не погрузился в науку перед окончанием Университета. Затем, конечно, я эти занятия прекратил и возобновил их уже вместе со своим учителем равом Барухом Ашлагом (РАБАШ). Когда мы выходили в парк, то он выполнял физические упражнения и я вместе с ним. Мы также посещали тренажерный зал, а летом каждый день ходили на море. РАБАШ не выходил из моря, пока не завершал 400 движений. У него была проблема со здоровьем, и врачи рекомендовали ему плавание. Поэтому в 65 лет он научился плавать. Н. Навон: Трудно представить! М. Лайтман: Когда я пришел к нему, ему было 73 года. Мы ходили вместе или на море, или в парк, или в тренажерный зал, потому что ему требовалась физическая нагрузка также и в связи с проблемой дыхательных путей. Я тоже чувствовал, что если физически не двигаюсь, то просто засыпаю. Ведь приходилось много сидеть - и на своей работе, и во время учебы. Поэтому физические нагрузки обязательны. После смерти РАБАШа я на несколько лет эти занятия забросил, но затем вновь к ним вернулся, т.к. увидел, что без них утрачиваю работоспобность. И больше всего я люблю море. Н. Навон: Чем для Вас является море? М. Лайтман: Это моя муза: я по своей природе очень люблю воду и готов там быть часами. Н. Навон: Смотреть на море? М. Лайтман: Нет-нет! Находиться в нем, в его глубине. Я слышал от РАБАШа, что Бааль Сулам плавал до места, где стояли суда, а это почти два километра от берега, и обратно. Когда-то и я с товарищем плавал до яхт и обратно в течение 2,5-3 часов. Н. Навон: Это очень рискованно! М. Лайтман: Это не опасно, когда море спокойное, не штормит. Но какое это прекрасное ощущение, когда ты сливаешься с природой! Н. Навон: Именно море дает такое ощущение? М. Лайтман: Именно море. Я вообще люблю природу. В детстве мы ходили в лес за грибами, и я очень любил уходить далеко. Это хорошее наполнение для тела. Я думаю, все это чувствуют. Сейчас мне этого особенно не хватает. Поэтому летом я каждый день плаваю в море, а зимой совершаю длительные прогулки или на море, или в парк. Н. Навон: Это несколько удивительно, ведь каббалист занимается как раз тем, что приподнимается над телом. М. Лайтман: Насколько я знаю, все каббалисты регулярно выполняли физические упражнения. Н. Навон: Буквально каждый день? М. Лайтман: Да. Они и просто физически работали. Например, РАБАШ работал на стройке и на прокладке шоссе из Иерусалима в Хеврон. Это была физическая работа – в 40-50-е годы все так работали. А если не работали, то много ходили. Они чувствовали, что тело тоже должно трудиться. И это правильно. Я понимаю, что если человек приводит в действие внутреннюю систему, то внешняя тоже требует внимания. Н. Навон: Значит, верно говорят, что «в здоровом теле – здоровый дух» или «здоровая душа – в здоровом теле»? М. Лайтман: Верно. Н. Навон: А что здесь доминирует? М. Лайтман: Конечно, доминирует душа. Она первична, определяющая, вечная, а тело временное. Но когда мы существуем в теле, то обязаны задействовать его так, чтобы создать правильную поддержку душе. Поэтому я начинаю свой день с легкой гимнастики и прихожу бодрым на утренний урок. А урок – это три часа, не вставая, в течение которых я должен быть активным и внимательным. Я не могу себе позволить задремать, как иногда случается с моими учениками. (Смеются.) Рядом с РАБАШем я тоже иногда отключался и тогда увеличивал физическую нагрузку. Н. Навон: А после урока? М. Лайтман: После урока я выхожу на часовую прогулку быстрым шагом. Затем, если получается, то один из учеников делает мне массаж – он специалист в этой области. После этого я работаю: пишу или отвечаю на вопросы, как сейчас. В вечерние часы я тоже физически двигаюсь, иногда даже катаюсь на велосипеде. А летом вместо массажа плаваю в море и делаю, как РАБАШ, 400 гребков. Я к этому привык рядом с ним, и не думаю, что можно держаться в форме без постоянных упражнений. Мое тело этого требует. Дело не в том, чтобы быть сильным, а просто активным и бодрым, способным справляться с проблемами, существующими соответственно моей деятельности. Н. Навон: Я хочу рассказать нашим зрителям, которые не видят Вас вблизи, что Вы очень аккуратный, ухоженный, приятный человек. М. Лайтман: Эти качества мне привила мать. Я обязан дважды в день принимать душ, и эта потребность стала почти болезненной. Кроме того, к этому обязывают проблемы с кожей. Так что я должен об этом заботиться. Глядя со стороны, кажется, что я слишком много внимания уделяю телу. Однако это позволяет также создать правильный порядок действиям души. Н. Навон: Как и в чем? М. Лайтман: В том, что я знаю, когда работать, когда выйти на прогулку и т.д. Во время прогулки я могу думать о разных вещах и после нее чувствую прилив сил. Мне кажется, каждый человек должен это учитывать. Как раз каббалисты очень за собой следили, чтобы не стать обузой для родственников и учеников. Я не хочу, чтобы за мной ухаживали, хочу быть здоровым до последнего дня жизни. Придет время уйти – уйду, но пока жив, должен делать максимум, на что способен. Как мы делаем медицинскую и пенсионную страховку, чтобы не пришлось о нас заботиться, так должны следить за здоровьем тела. И это обязанность каждого человека, не зависимо от его деятельности, ведь мы живем в обществе. Н. Навон: Хотелось бы остановиться подробнее на соотношении здоровья тела и здоровья души. М. Лайтман: Если тело болеет, то это очень мешает. Я видел это на примере РАБАШа: бывало, он просто не мог функционировать. Находясь в больнице, он принимал очень сильный антибиотик, под воздействием которого его сознание затуманивалось. Мы тогда занимались с большим трудом, т.к. ему было трудно сосредоточиться. Когда мы находимся и в теле, и в душе, то наше тело отключает нас и очень воздействует на душу. Поэтому телесное здоровье очень важно, и с этой задачей довольно трудно справиться. Необходимо стараться действовать так, чтобы и силами души, и силами тела преодолевать физические и духовные помехи в процессе правильного продвижения к Цели творения. Человеку, которые работает над собой, постоянно продвигаясь навстречу духовной цели, обязательно необходимо иметь поддержку от тела. Поэтому если к нам приходит человек с психологическими проблемами здоровья или нарушениями нервной системы, то я его не принимаю. Я объясняю ему, что он сначала должен позаботиться о том, чтобы привести себя в норму, а уже потом начать заниматься. Н. Навон: Вы сказали, что состояние тела оказывает воздействие на душу. Я знаю, что в Вашей жизни было очень значительное событие, повлиявшее на Вас и на Ваших учеников. Я говорю о перенесенной Вами автомобильной аварии. М. Лайтман: В общем-то, авария не касается здоровья. Н. Навон: И все же я слышал от одного из учеников, перенесшего аварию вместе с Вами, что после столкновения, когда одного из товарищей выбросило из машины, а другой получил травму и не мог двигаться, Вы подали им знак, что все в порядке. Хотелось бы узнать, как справиться с такой ситуацией? Помогает ли духовное постижение в такие критические мгновения? О чем человек думает, чего хочет? М. Лайтман: Повторяю, что это не относится к здоровью. Н. Навон: Я хотел бы знать, как душевные силы помогают в таких драматических жизненных ситуациях? М. Лайтман: Это была особая, спланированная авария. Мы ехали на радиостанцию «7 канал», которая находилась на территориях. И на длинном спуске перед нами неожиданно выехал грузовик, намеренно перекрыв дорогу. Мы спускаемся, он поднимается, буквально перегородив нашу полосу. А перед этим грузовиком еще ехал автобус, из-за которого мы не сразу увидели грузовик. Вдруг автобус выезжает на обочину с нашей стороны, а за ним появляется грузовик. Я понял, что у нас нет никакой возможности избежать столкновения, и начал искать самое мягкое, гибкое место, чтобы смягчить удар. Единственным таким местом было заднее колесо автобуса, потому что вокруг были одни скалы. Насколько мог, я затормозил и врезался в заднее колесо автобуса. Автобус перевернулся, и я потом слышал, что там было много пострадавших. Это были жители арабских деревень, которые ехали в Иерусалим на пятничную молитву. Я посмотрел на моих спутников – те, кто сидел сзади, были относительно в порядке, но ученик, сидевший рядом со мной, получил тяжелую травму головы. К счастью, он давно уже поправился. А у меня, поскольку я сидел за рулем, были внутренние повреждения печени, легких, перелом ребер и прочее. Я почти не терял сознания. Прежде всего, я дал знак, что все в порядке, мы остались живы. Говорить я не мог, потому что легкие уже были полны крови, но посигналил рукой. Я вышел из машины, опустился на землю возле колеса и больше двигаться не мог - я уже ничего не слышал. Н. Навон: О чем Вы думали в этот момент? Как Вы знали, что все в порядке? М. Лайтман: Я понял, что это происшествие является этапом, который необходимо пройти, и что мы выйдем из него с большими приобретениями. Н. Навон: То есть, было ощущение именно приобретения? М. Лайтман: Да, было ощущение, что это событие, безусловно, к лучшему. И я думаю, что ребята, которые были со мной, тоже так его расценили. Я не знаю, что было потом, потому что находился в больнице. Вначале состояние было тяжелое, но я знал, что из этого выберусь. Н. Навон: Что Вам было важно в преодолении этого тяжелого физического состояния? М. Лайтман: Это трудно объяснить. Может, стоит спросить об этом у товарищей, которые перенесли аварию вместе со мной. Я просто знал, что это пройдет - словами это ощущение трудно выразить. Н. Навон: А с физической точки зрения трудно было преодолеть тяжелое состояние, несколько операций? М. Лайтман: Операции я перенес с радостью. После нескольких операций врачи обсуждали необходимость еще одной. Я с нетерпением ее ждал, сам пришел в операционную и попросил, чтобы сделали быстрее, потому что мне было трудно дышать - в легких скапливались сгустки крови и мешали дыханию. Ну, так мне сделали еще один разрез на теле! Конечно, все эти процедуры болезненны и причиняют страдания. Но если человек заранее поднимает себя над ними, если знает, что в результате приобретет особое вознаграждение, что обязан это пройти ради большего постижения, то не думаю, что это трудно. Такое отношение настолько подслащивает боль, что ты смотришь на тело как на животное, которое живет с тобой. Если так к нему относиться, то это уже облегчение. Отождествление себя с телом – вот что доставляет нам боль. А если человек не отождествляет себя с телом и смотрит на него несколько со стороны, то это освобождает его от многих проблем. Н. Навон: Что необходимо сделать, чтобы приобрести уверенность, о которой Вы говорите? М. Лайтман: Всегда относиться к телу так, чтобы не погружаться в него. Я должен его мыть, укладывать спать, лечить, когда надо, принимать лекарства. Я обязан следить за этим животным, пока нахожусь в нем, а точнее, рядом с ним. И поэтому правильное отношение к телу является важной заповедью: ты обязан заботиться о нем, как о находящемся рядом с тобой животном. Н. Навон: Как каббалист и знаток человеческого организма, что бы Вы посоветовали людям для соблюдения здорового образа жизни? М. Лайтман: Я думаю, что нет ничего лучше ходьбы и плавания. Если человек любит море – пусть плавает, но и ходит тоже. Если не любит, то остается только ходьба. Не бег, не тяжелая атлетика или борьба, а просто продолжительная ходьба. Это может быть час в день или дважды по полчаса – утром и вечером. В результате человек увидит, как это время возвращается более результативной деятельностью во всех областях. И так должно быть всю жизнь, а не какой-то период. Н. Навон: А с точки зрения питания? М. Лайтман: Питание менее важно. Если человек сжигает энергию – этого достаточно. Я не стал бы ограничивать человека в еде, кроме того, чтобы раз в неделю устраивать пост. Н. Навон: Но это ведь трудно!? М. Лайтман: Если привыкнуть, то затем видишь хороший результат. Я не могу сказать, что делаю это постоянно, но каждый человек знает, что такое пост – многие постятся в Судный день. День-два после него даже не ешь, как обычно. Ты голоден, но есть некое ощущение легкости. И только потом ты возвращаешься к привычному для тебя количеству пищи. Если раз в неделю ты так себя приучаешь, а всю неделю ешь, что хочешь, то это приносит пользу. Н. Навон: Пост с утра до вечера или 24 часа? М. Лайтман: Желательно 24 часа, но пить воду. В Торе во многих местах написано о постах. Но следует делать это в соответствии с состоянием здоровья. Я ничего не предписываю, каждый решает сам. Но этим человек может оградить себя от переедания, ведь легче поститься, чем меньше есть. И если он выдержит пост, то сможет меньше есть в остальные дни – это получится само собой. Н. Навон: А как относиться к лекарственным растениям и вообще к лекарствам? Если человек болен, он должен принимать лекарства? М. Лайтман: Я принимаю обычные лекарства. Несмотря на то, что я хожу и плаваю, у меня повышенное давление и сахарный диабет. Н. Навон: Как так? М. Лайтман: Это наследственное. Н. Навон: Разве болезни не излечиваются в процессе духовного постижения? М. Лайтман: И да, и нет. Безусловно, тело стабилизируется, становится менее чувствительным к различным жизненным происшествиям. Ведь духовный процесс, который человек проходит, является для него главным, а все остальное присоединяется как сопровождение. Поэтому он не погружается в якобы обычные проблемы, как все. Он воспринимает проблемы и относится к ним несколько иначе, чем остальные люди. Это ясно. Но проблемы тела остаются, и я видел это на примере каббалистов, с которыми встречался. Сегодня все они уже в истинном мире, но болезни были у всех, и все принимали лекарства. Они ни на что не полагались – только на лекарства: «дано врачу право лечить». Н. Навон: Что это значит? Кто дал врачу право лечить? М. Лайтман: Общество - ведь мое тело относится к общему. Если общество в соответствии с развитием медицины решает, что такие-то лекарства помогают, то необходимо их использовать. И каббалисты принимали обычные лекарства из аптеки, они ни чем не отличались от окружающих людей. Н. Навон: А что, несомненно, вредит здоровью, и следует от этого воздержаться? М. Лайтман: Я не думаю, что в мире есть вещи, которые вредят здоровью, кроме их чрезмерного употребления. И это касается любого явления. При определенной дозировке ничто не вредит. Ведь все наши лекарства базируются на ядах. На врачебной эмблеме изображена змея над чашей, из яда которой мы получаем лекарства. Змея соответствует нашему эгоизму, а хуже его «яда» в мире ничего нет! И это символ того, что для нашего тела это является лекарством - отсюда исходит корень всех лекарств. Поэтому я говорю, что нет ничего вредного - от наркотических растений, используемых как лекарство для успокоения, и до самых приятных вещей, типа шоколада, крема и т.д. Но все должно иметь верную дозировку. Ведь наше тело включает все вещества, существующие в мире, а потому ему можно давать всё, только в мере, которая не выводит его из равновесия. Н. Навон: Спасибо за беседу! Я получил сегодня много полезных советов и воодушевился возможностями, которые наука Каббала открывает человеку. М. Лайтман: Мы не говорили об основе этих вещей. Ведь мы находимся в системе сил природы и должны сохранять с ней равновесие: температуру, давление и другие параметры. А наука Каббала обучает тому, как мы устроены, как устроена природа вокруг нас, как мы можем достичь наиболее благоприятного для нас состояния равновесия с природой. А это и есть наше идеально здоровое состояние.

Alla: *PRIVAT*

Nat: О духовном продвижении женшины www.kabbalah.info/nightkab/uroki/Dec_2007/rus_t_rav_2007-12-11_sicha_bb_q&a-al-itkadmut-ruhanit-shel-isha.html

Nat: Беседа о духовном продвижении женщины. Беседа вторая www.kabbalah.info/nightkab/uroki/Dec_2007/rus_t_rav_2007-12-19_sicha_bb_q&a-al-itkadmut-ruhanit-shel-isha_2.html

Nat: Беседа о духовном продвижении женщины. Беседа 3 www.kabbalah.info/nightkab/uroki/Jan_2008/rus_t_rav_2008-01-16_sicha_bb_q-a-al-itkadmut-ruhanit-shel-isha_3.html

Nat: Совсем другой Жириновский В преддверии встречи G20 мы обсудили с Владимиром Жириновским перспективы встречи лидеров двадцатки. В итоге обсуждения мы обнаружили полное согласие по многим вопросам. Теперь - дело за G20! click here

Nat: "Спроси каббалиста" на русском языке Новая ТВ программа "Спроси каббалиста" на русском языке click here

Nat: Бессмертие http://www.laitman.ru/soul-and-body/3657.html

Nat: Гордон Браун - Итоги Саммита click here

Nat: Как изменить направление кризиса? Сейчас в отношениях между людьми раскрывается новая программа. И если до сих пор отношения строились по принципу Дарвина: сильнейший преуспевает, побеждает, и успех каждого - только за счет другого, то теперь этот принцип перестал работать. Сегодня, оказывается, что преуспеет тот, кто будет больше сотрудничать с другими. Но не просто быть партнерами, а быть в доброй связи, "чтобы все поровну" - и не обгонять друг друга. А у кого есть силы для этого? И хотя сейчас много говорят о необходимости связи между людьми, и о том, что ситуация в мире требует этого от нас, так как весь мир - одна маленькая глобальная деревня, в которой действует эффект бабочки, - но как это сделать? Ведь и Обама, и все его советники, и все остальные руководители государств тоже слышали о глобальном мире, тысячи умнейших людей работают над этой проблемой. Но не хватает Света, который раскроет, где именно находится трещина, изъян, разрыв. Они вынуждены будут прийти к пониманию решения только с помощью воспитания. Эти миллиарды они должны будут вложить не в банки и поощрение торговли, а в мировую систему воспитания под воздействием общества нового глобального человека - ничто другое нас не спасет. Мы поставлены перед фактом, законом природы, требующим от нас объединения "все, как один" - и криком здесь не поможешь! Мы не знаем в чем заключается эта связь, как ее создавать. Но мы обязаны учиться создавать внутри себя образ исправленного мира. А с той минуты, когда человек только приступит, только начнет это делать, - положение в мире улучшится. Не нужно ждать, пока все исправятся, - как только человек начнет двигаться в этом направлении, сама природа поддерживает его.

Alla:

Nat: Похвальное прозрениe Сообщение: МВД России думает закрыть проект реалити-шоу "Дом-2". Власть наконец увидела проблему колоссальной деградации человеческого капитала в России, едва ли не главную лепту в которую вносят телеканалы и часть шоу-бизнеса. В противовес таким реалити-шоу эксперты советуют насыщать телевидение положительными героями и нравственными поступками. МВД направило в Госдуму законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". "Беда и позор нашей страны в том, что милиционер обладает большим чувством нравственности, чем деятели культуры. Миссия человеческой культуры - бороться с инстинктами и делать из животного человека. Сложно снимать интересные фильмы, писать книги, придумывать программы. Гораздо проще воззвать к животному и, паразитируя на низменных чувствах, зарабатывать деньги. Телевидение культивирует примитивные алгоритмы поведения, не просто забивает мозги, мешая людям развиваться, но зачастую просто опасна. Уровень развития молодого среднего россиянина сопоставим с показателями некоторых стран Африки. Непонятно, как власти пытаются модернизировать страну с такими людьми". Реплика: Каббала видит решение всех проблем человечества только в воспитании Человека с помощью правильного окружения. Ничего не надо в мире исправлять, кроме человека. Все проблемы мира - только от неправильного поведения человека. Предисловие к книге Зоар (70): "Именно эгоизм вызывает в нас все болезни, а в окружающем мире - страдания".

Alla:

Nat: О развитии мироздания Сегодня человечество находится в таком состоянии, что не знает, что писать о развитии мироздания. Когда-то человечество верило, что Творец создал человека. Как? Спустился некий старец с небес и слепил тут человека, а потом около него какую-то женщину. Неизвестно, как именно это происходило, но люди представляли себе всевозможные сценарии – в Голливуде был фильм, как Адам и Ева вдруг появлялись из песка. Такие вот самые наивные детские представления, но что делать. Но человечество будто закрывало на это глаза. Люди еще не обладали грубым, сильным эгоистическим желанием и критическим взглядом – они просто принимали то, что им говорят, и всё. Как когда-то люди верили в то, что мир имеет форму тарелки и те, кто находятся на краю мира, боятся с него упасть. Были такие сказки. Рисовали, как они стоят на самом краю, боясь упасть, а облака так близко к ним, что можно до них достать. Такими были представления человечества о творении и его развитии. И поэтому, когда появилась теория Дарвина, ее начали принимать, поскольку не знали, что можно ей противопоставить. Ведь согласно логике многое сходилось, а то, что не хватало каких-то фактов – ну что поделаешь. И дело даже не в том, что не хватало каких-то фактов. Допустим мы бы их нашли – но все факты существуют только относительно нас, а так ли это на самом деле или нет – кто знает? Мы вообще не понимаем, что наука не дает нам истинных ответов, а основана на том, как мы раскрываем для себя реальность и затем строим какую-то модель, которая, как нам кажется, соответствует или не соответствует некой истине. Но саму эту истину мы не раскрываем. Человек пока еще вообще не понимает мира, в котором находится. Но что происходит с религией сегодня? Люди как бы верят, что есть какая-то высшая сила, что нужна религия, нужно как-то сдерживать человека с помощью религии, и главное, что религия полезна, поскольку удерживает человека на определенном моральном уровне, чтобы не был уж совсем животным. Ведь если бы не религия, человек был бы просто животным. Поэтому так хорошо воспринимается, когда политик или какие-то другие люди говорят о себе, что они верующие, как будто вера в высшую силу удерживает их от всех грехов, какие только можно сделать. Но тем не менее, само это понятие «религия» уже теряет свою силу, даже среди самих религиозных и верующих. Мы видим, что это происходит среди всех народов. Хотя вокруг религии и поднято так много шума. Человечество поднимало и будет поднимать очень много шума вокруг религии, потому что если не это, то вообще нечего предложить, не с чем выступить словно с флагом. Если не она, то кто мы тогда? Просто животные. И даже если это обман, но обман во благо. Мы принимаем, что есть высшая сила, хорошо, что она существует, нам выгодно, чтобы она существовала. Нет Творца, нет Создателя, но лучше нам думать, что Он существует. Так человек сегодня принимает религию – в основном из прагматических соображений, подходя к ней практически и понимая, что нам стоит уверить себя, что существует Творец и мы верим в Него, и находимся под Его управлением. Иначе человечество будет чувствовать себя просто несчастным. Мы уже не в состоянии ничего контролировать и ничего определять, а верующему человеку, как пишет Бааль Сулам, по крайней мере есть на что опереться. Он верит, что существует какая-то высшая сила, у которой есть свои намерения, свои цели, и можно на нее положиться. Потому что сами на себя мы уже не можем положиться ни в чем. А с другой стороны, наука – сильна она или нет, верны ее доводы или они ни к чему не обязывают, но всё же она делает свое дело. Пока еще люди и вообще всё человечество не понимают, что наука не говорит нам правды. Она говорит только о наших предположениях об истинном мире, который то ли существует, то ли не существует вне нас. Наука до сих пор еще не вышла из пеленок. Но ни одно, ни другое пока не обладает такой силой, чтобы предъявить человечеству некую решительную, смелую теорию, взгляды, которые могли бы убедить и распространиться во всем человечестве как некая основа, которая бы прежде всего объединила вместе всех религиозных и светских в одно целое, и все религии в одну, и все народы, все течения, от начала и до конца, независимо от того, развитые они или не развитые. Это то, что должна сделать наука Каббала. Но пока Каббала не может приблизиться к человечеству, между ними еще существует разрыв. Слишком большая дистанция разделяет восприятие человечества, его способность впитать и переварить все эти понятия – и саму науку Каббала. Человечество со своей стороны должно сделать несколько шагов навстречу, и наука Каббала, со своей стороны, должна сделать шаги навстречу. Со стороны науки Каббала мы пытаемся это сделать, насколько это в наших силах. Каждый раз стараемся опустить и упростить ее так, чтобы она была понятна и близка, во всём, что только возможно. А со стороны человечества – у самого человечества нет никаких средств, чтобы что-то сделать. Но за счет того, что мы занимаемся распространением и что-то делаем в этом направлении, мы таким образом тоже приближаем человека к Каббале. Каждый из нас должен подумать, как он может описать теорию развития – рождения мироздания и его развитие так, чтобы это было понятно каждому человеку. Когда маленький ребенок приходит в школу, он верит во всё, что бы ему ни сказали. Я могу привести людей в возрасте 40-50 лет, таких, которые были воспитаны на религии и таких, которые выросли на теории Дарвина, и каждый из них будет отстаивать свои убеждения так, что не возможно его переубедить. Ведь ребенок принимает какое-то суждение, и всё. Он проглатывает его и оно уже в нем остается, потом он не сможет от него освободиться. Поэтому нам нужно найти такое объяснение, которое годилось бы даже для детей. Но это объяснение должно быть красивым и логичным, чтобы они его приняли. Потом подумаем о взрослых. Взрослых труднее убедить. Сначала надо очистить их головы от всех заблуждений, которыми они напичканы, от всех глупостей, освободить их от личной заинтересованности, из-за которой они не хотят менять свои взгляды, так как это им выгодно. Вопрос: Мы никогда не говорили о том, как собственно было создано тело человека, весь материальный мир? Бааль Сулам пишет в одной из своих статей о позитивной и негативной силах, формирующих материю. Продолжает ли он свой рассказ вплоть до создания человека? Что такое человек? Бааль Сулам пишет в статье «Последнее поколение» о том, как затвердела оболочка на поверхности земного шара и тогда стало возможным создание жизни. Жизнь развивалась от неживого уровня к растительному, к животному, к человеческому согласно заложенным в творении решимот, формируя материал на основе этих решимот. Есть 5 уровней: шореш, алеф, бет, гимел, далет и словно в той же самой форме: «йуд-кей-вав-кей» отпечатывается копия в мире Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия и в этом мире. Эти «йуд-кей-вав-кей» отпечатывают себя на всё большую глубину, во всё более и более грубом материале – вплоть до этого мира. Это всё. Нет никакого другого процесса, идущего сверху вниз. Вопрос: Теория Дарвина объясняет вопрос развития. Но всё время получается разрыв между одним и другим, не понятен переход от одного состояния к другому. Есть стадия алеф и стадия бет – неживое и растительное, но как они связаны между собой? Одно не касается другого. Вопрос: Но ведь есть развитие от неживого к растительному? Нет никакого развития от одного уровня к другому! Один лишь служит причиной для появления другого. Вопрос: Вот этот момент как раз и не понятен. Как это действует? Например, есть две комнаты. В одной комнате дети играют в мяч. Ребенок бьет по мячу, мяч ударяет в стену, а за стеной есть переключатель. Этот переключатель замыкает какую-то систему и генерирует волну. Эта волна доходит до какого-то места, воздействует на какой-то датчик и этот датчик включает еще в каком-то измерении, допустим, уже не волну, а свет. Этот свет доходит до какого-то места и включает какой-то двигатель, а двигатель – еще что-то... Одно служит причиной для другого, но каждый действует в ином измерении. Нет физической связи одного с другим. Связь происходит только через перегородку – как причина и следствие. Когда одно заканчивает развиваться, начинает развиваться другое, на другом уровне. Предыдущий уровень не передает ничего, кроме стартового сигнала. Сама ступень не превращается в другую. Вопрос: Допустим, мы начинаем сейчас объяснять согласно написанному Бааль Суламом, что жар и холод, позитивная и негативная силы, совместными действиями привели в итоге к созданию земного шара. Таким образом у нас есть объяснение для происхождения неживого уровня. От этого неживого уровня мы хотим прийти к растительному, говоря, что между ними нет прямой связи, одно отсечено от другого... Речь идет о том моменте, когда неживое заканчивает свое развитие, которое оно должно пройти, поскольку внутри стадии шореш есть также собственные подуровни: шореш, алеф, бет, гимел, далет – то есть все ступени развития неживой материи. И почему она развивается? Потому что на неживом уровне тоже есть искра Бины, иначе бы он вообще не развивался, и невозможно было бы говорить о каких-то положительных и отрицательных, позитивных и негативных силах, о том, что есть жар и холод, положительный и отрицательный полюса магнита – ни о чем. Откуда приходят эти две силы? Сила Творца и сила творения спускаются по ступеням миров, пока не доходят до нашего мира и присутствуют здесь в нашем мире в виде двух противоположных форм: Бины и Малхут, отдачи и получения, альтруизма и эгоизма. И от их наложения друг на друга, от их столкновения между собой, и от связи между ними начинается развитие. Ведь эгоистическое желание – это просто неподвижное желание. Хочешь, чтобы оно начало двигаться – нужно на него повлиять: больше желания или меньше, больше отдачи – меньше получения. Начни с ним работать. И начинается такое воздействие на желание насладиться с двух сторон – в положительном направлении и в отрицательном, в эгоистическом и в альтруистическом, которые действуют также и на нашей ступени, в нашем материале. И это вызывает развитие – развитие Бины и Малхут, которые играют, работают с материалом желания насладиться. В результате такого развития желание насладиться достигает своего насыщения, когда оно выражает внутри себя все виды получения и отдачи на уровне неживой материи, насколько только может. Образуются электроны, фотоны, всевозможные частицы, какие только есть внутри материи. Может быть когда-нибудь мы поговорим о том, каким предположительно должно быть строение атома, если перенести законы Каббалы на наш материал. Физики открывают ничтожную часть из того, что в нем есть в действительности. Когда этот материал, развиваясь внутри, путем сочетания всех этих составляющих, их соединения, достигает в итоге полной ступени, больше которой не может быть в физическом материале – это значит, что этот материал достиг своего исправления. Эгоистическое и альтруистическое желания соединились в нем вместе во всех возможных формах, и поэтому сейчас приходит время для развития растительного уровня. Растительный уровень, развиваясь, также будет влиять на более низкую ступень, которая явилась его причиной. Как он развиваясь, включает в развитие эту нижнюю ступень? Он развивает ее тем, что она служит для него пищей. Животное живет тем, что поедает растения, а растение живет тем, что питается неживым – ему нужны минералы, все вещества, которые есть в почве. Он поднимает эти минералы и все эти соли на уровень растения и таким образом они развиваются дальше. Они включаются и участвуют в процессе роста, в процессе жизни. Затем человек поднимает неживое. Что происходит у нас внутри? Электрические импульсы, химические процессы – что в сущности относится к неживой природе. Растение подняло это неживое на уровень растения, животное подняло его на уровень животного, а уже человек, обладая разумом, поднимает его на ступень человека. Всё приходит от неживого уровня. Этот неживой уровень, который закончил свое развитие, согласно его отпечатку с «йуд-кей-вав-кей», которые находятся в самом корне, в мире Бесконечности, в четырех стадиях распространения прямого света, вызывает тот стартовый «щелчок», после которого начинает развиваться растительное. Растительное не происходит из неживого. Оно приходит от формы «йуд-кей-вав-кей», которая действует так, что в неживом материале вдруг возникает ощущение Творца на совершенно другом уровне. Речь идет не о том, что неживой материал вдруг начинает чувствовать Творца – а о том, что сила Бины действует там на новом уровне. И тогда эта сила Бины становится настолько большой, высокой и особенной, что она начинает развивать жизнь в неживом, и неживое начинает становиться живым. Что значит живое? Это значит, что в нем уже есть развитие. И все это происходит за счет Бины. Малхут тут ничего не может сделать, она лишь поставляет материалы, добавляет, что называется «мясо». А сила, которая развивает всё – это САГ, ответственный за то, что происходит во всей системе ниже табура Гальгальты. Это всё сила Бины. А прерывание развития растительного уровня приходит от «йуд-кей-вав-кей». Растительный уровень развивается по ступеням: неживое, растительное, животное, человеческое – в растительном. Это развитие также происходит по причинно-следственной цепочке, поступенчато. И там внутри тоже есть отсечение одной формы от другой. Не может быть такого, чтобы изменялся сам материал. Материал не изменяется! Изменяется ступень Бины в нем, намерение над ним, и это называется новой ступенью, новым развитием. Во всех состояниях содержится один и тот же материал – отличаются друг от друга: Бина, которая действует на предыдущей ступени, и Бина на следующей. Как и между парцуфим – существует отсечение одного парцуфа от другого. Один является причиной, а другой – следствием, но один – Хохма, другой Бина, третий – Зеир Анпин, а четвертый – Малхут. Один совершенно отличается от другого. И если разделить их на тысячи тысяч форм и парцуфим, то будет такое же рассечение между всеми. Итак, растительное развивается и поедает неживое, поднимает его на ступень роста тем, что в большей степени включает его в Бину, так, что те же самые вещества, те же минералы и соли, те же атомы неживой материи, превращаются в растения. Они сами не становятся растениями – они участвуют в процессе, который выше их, и который называется «растение». Там уже происходит деление, разложение, соединение и снова размножение. Всё это делает Бина – силы отдачи. Но внутри в этом участвует неживое, на которое облачается форма растения – дополнительная Бина, и работает с ним. А затем появляется животная форма, которая тоже приходит из «йуд-кей-вав-кей», одевается на растительное и на неживое, заключенное внутри растительного, и начинает становиться животным. Казалось бы, если сравнить животный и растительный уровни – одно живое и другое живое. Так в чем разница между ними? Разница между ними заключается в том, что растительное – это как Бина, а животное – как Хохма. Это значит, что животное уже знает, как самому принимать участие в своем росте. В нем происходит добавление Бины на стадии понимания – «кто я, что я, как я». Это пока еще животное, а не человек. Но в нем уже есть некое начальное понимание. Бина уже работает в нем совместно с его материалом – есть обратная связь между Биной и материалом, Малхут, и Бина работает в связи с ней. А затем приходит уровень «человек», который использует неживое, растительное и животное только в качестве основы существования, чтобы подняться над ними и не жить в них. Разница между животным и человеком в том, что животное живет внутри своего материала, используя материал неживого, растительного и самого животного для того, чтобы жить. А человек использует неживой, растительный и животный материал не для того, чтобы жить в нем, а для того, чтобы подняться над всем этим материалом и использовать Бину на ступени выше неживого, растительного и животного. То есть на всех предыдущих ступенях есть Бина и Малхут, во взаимном включении друг в друга, и на каждой ступени происходит более сильное проникновение со стороны Бины в Малхут, то есть в неживое, растительное или животное. Создание, находящееся на ступени «человек», использует свои силы для того, чтобы освободиться, оторваться от своего материала, от Малхут и присоединить себя к Бине. Несмотря на то, что сила Бины – сила роста, сила развития, это вообще не сила творения. Это божественная сила, сила Творца, которая находится выше творения. Но творение хочет будто бы оторваться от своей природы и присоединиться к развивающей его силе. Это называется силой веры, альтруистической силой, и это называется «человеком». Человек – это тот, кто стремится к отдаче. Иначе, как написано: «Все будут подобны животным». Всё это происходит в соответствии с исходной формой «йуд-кей-вав-кей». И здесь на человеческом уровне, внутри этого человека есть клипа и святость. Вопрос: Почему мы не продолжаем видеть такое же формирование материи, когда бы, например, из неживого формировалось растительное? Где ты такое видел, чтобы формировалось одно из другого? Вопрос: Но когда-то это случилось в истории? Был земной шар, а потом в один день Бина вдруг проявилась внутри Малхут и родилась первая органическая клетка - первое растение. Что-то заставило неживое прекратить свое развитие и начать развиваться растительное. И тогда в материальном мире, на поверхности земли появилось первое растение. Потом растительный мир развивался, появились деревья, в итоге растительное закончило свое развитие и было создано первое животное. Почему сегодня, когда все уже существует, мы не продолжаем видеть такое формирование материи? Прежде всего, я не думаю, что сегодня, продолжая развиваться на человеческом уровне, мы не влияем на предыдущие ступени и там не возникает новых форм. Я не знаю, происходят ли совершенно новые виды, но безусловно, мы оказываем влияние на их развитие – на неживом, растительном и животном уровнях. Конечно материал меняется. Ступень Бины, проникающаяся во все уровни: от человека в животное, от животного в растение и от растения в неживое, и изменяющаяся за счет нас, изменяет все включения Бины во все ступени этого мира, и этот мир меняется. Это безусловно так! Мы не можем связать это с самими собой и увидеть, как это происходит и почему, но это так, без сомнения. И мы видим, что мир меняется и очень быстро. Происходят генетические мутации в растениях, в животных и в человеке. Нам трудно увидеть большие изменения в самом материале – на неживом уровне. Но мы и не так хорошо его знаем, это уже относится к элементарным частицам, о которых нам мало что известно. Сколько нам известно из квантовой физики о материале, существующем на субатомном уровне? Но все же мир меняется на всех уровнях. Поскольку нечего больше добавить к желанию насладиться, кроме желания отдавать. И альтруистическое желание меняет эгоистическое желание на всех уровнях. Если каждый из вас продумает, как идут такие процессы в соответствии с изначальным «йуд-кей-вав-кей», то вы не будете в этом путаться. Поскольку оттуда уже идут отпечатки во всех мирах: в мире Адам Кадмон, Ацилут, БЕА и в этом мире. Разница в том, что АК и АБЕА изменяются сверху вниз, а этот мир уже начинает изменяться снизу вверх, через свое развитие. Неважно в каком направлении раскрывается этот порядок, но он разворачивается в точном соответствии с программой, содержащейся в той же самой первой форме АВАЯ. Вопрос: Изменило ли картину мира разбиение Адама Ришон? Я не понимаю этого вопроса. Изменило ли этот мир разбиение Первого человека? Не было этого мира до разбиения. Этот мир сформировался после него. Возможно мы можем говорить об этом мире уже после того, как произошло Второе сокращение (цимцум бет), когда возникает место, предназначенное для этого мира, и сюда спускаются окружающие света, а затем отсюда наполняют. То есть была уже подготовлено место для этого мира – для места, полностью оторванного от отдачи. Затем при разбиении келим, все келим упали до окончания парцуфа АК, после образования мира Ацилут все миры распространились до окончания АК, а ниже окончания парцуфа АК не было никакого материала – нечистые миры БЕА и этот мир сформировались (то есть сформировался их материал), именно после грехопадения Адама Ришон. Вопрос заключается в том, как грехопадение Адама Ришон повлияло на мироздание? Это повлияло на миры БЕА – они опустились на свои постоянные места, и кроме того, против них сформировались нечистые миры БЕА. Вопрос: Люди все время ищут другие формы жизни в других местах. Как объяснить им – есть ли другие формы жизни или нет? Нет никаких форм жизни нигде, кроме земного шара. Вопрос: А зачем тогда развились все звезды и вся вселенная? Это произошло вследствие развития материала. Все звезды и все, что только есть в нашей вселенной, в точности соответствует духовному строению высшего мира. Ты можешь спросить: «Почему наша вселенная развивается? Расширяется? Что с ней происходит?» Это происходит потому, что мы развиваемся в духовном, и как отпечаток этого процесса мы видим развитие материального мира, развитие физической материи – вселенная расширяется. Это не значит, что она расширяется сама по себе. Есть постоянная программа, которая называется общим управлением, и в соответствии с ней, хочешь ты или не хочешь, а всё развивается, и ты сам, хочешь, не хочешь, тоже развиваешься. И есть во всем этом твое личное вмешательство – частное управление, означающее, что ты можешь ускорить свое развитие. И тогда ты влияешь на развитие всех миров и также на этот мир. Все изменения на любой ступени и в любом месте являются следствием управления сверху вниз и от включения человека в это управление снизу вверх. Когда человек начинает вмешиваться в управление? Начиная с того времени, когда появились каббалисты в разных поколениях, и до нашего времени. Если мы сейчас включимся в высшее управление, то мы изменим все миры, включая этот мир. Как при этом изменится вселенная? Вы увидите, что она изменится. Просто это не то место, в которое было бы интересно углубляться, поскольку нет более низкой ступени, чем мы. Что мы рядом со всеми этими скоплениями материи? – это просто отпечаток с нашего внутреннего состояния и не более. Но человек воздействует на животный, растительный и неживой уровни. Неживой уровень – это не только земной шар, это вся Вселенная. Поэтому человек знает обо всем, и все зависит от него. Вы впечатляетесь от бесчисленного количества объектов во Вселенной, от космических расстояний. Но по сравнению со всей реальностью это не расстояния и не количество, вся это даже не считается за ступень, не существует в действительности относительно этой реальности, потому что реальность – это измерение подобия отдаче. Когда потом мы приходим к обретению меры отдачи, то видим, что в материи нет смысла, что она действительно не больше той самой силы первозданного материала («коах юли»), которую Творец создал как точку «нечто из ничего». Материя – это та самая точка, в ней не образовалось ничего большего. Парцуфим во всех мирах, силы нечистых миров с огромным желанием наслаждаться, материал нашей галактики и вообще вся наша Вселенная, бесконечная материя с огромными скоплениями вещества – всё это существует только внутри нашего воображения, нашего ощущения, поскольку мы не видим это в свете, в силе отдачи, в Бине. Если мы посмотрим на это в свете Бины, правильным, истинным образом, то увидим во всем этом лишь корневую точку «нечто из ничего» - исключительно. А все, что добавляется к ней, приходит от Бины, находящейся там. Вопрос: Как на основе закона развития, о котором мы сейчас говорили, - неживого, растительного, животного и человеческого уровней, объяснить, что каждый человек, его внутренняя часть является отдельной частью, обязанной соединиться с неким общим телом, и что все души должны вновь соединиться в душу Адама Ришон? Когда материал достигает своей последней ступени, самой низшей АВАЯ, которая только может быть на неживом, растительном, животном и человеческом уровнях этого мира, тогда самым низшим уровнем, способным начать осуществлять единение из этого самого низкого места, является человек, существующий в этом мире. Человек состоит из этой АВАЯ. Безусловно, с одной стороны, неживой уровень этого мира ниже уровня человека. С другой стороны, человек хуже и ниже неживого уровня. Человек – это последняя, самая худшая ступень в процессе развития, и потому с него начинается исправление. Весь спуск, скатывание сверху вниз происходили вследствие того, что Бина все больше и больше принижала себя относительно Малхут, даже таким образом, что Малхут возобладала над ней. Она не просто уменьшила Бину, а переборола ее намерением самонаслаждения, начав использовать ее ради своих нужд, и достигла самых последних ступеней в этом мире. В конечном итоге, кто мы такие? Мы – части творения, но такие его части, которые составлены из Бины и Малхут в чувственной и разумной форме и способны исправить это соединение Бины с Малхут так, чтобы Бины властвовала над Малхут, Творец властвовал над творением. Но мы желаем, чтобы это осуществилось – нашими силами, нашим свободным выбором, и совершаем это сейчас, возвращаясь обратно. Поэтому, начиная с нашего уровня этой АВАЯ, этой формы - и далее на всех ступенях, мы приводим все эти АВАЯ, все эти ступени к общей первоначальной АВАЯ, включаясь в нее обратно. Вопрос: Как объяснить человечеству, почему происходит разделение на этой ступени и снова соединение? Я не знаю, что мы должны объяснять человечеству. На самом деле, я еще не понимаю, что и как нужно объяснять. Мы стараемся в мере своих возможностей. Желательно, насколько это возможно, ускорять развитие, потому что есть скорость, определенная свыше, и если мы не стараемся реализовать эту скорость своими усилиями, то приходят удары. Поэтому нам стоит ускоряться. Но я не знаю, как нужно объяснять – сверху вниз, снизу вверх, каким образом. Есть тысяча разных способов. Это – проблема. Насколько люди желают слышать об этом? Может быть, они желают слушать, но другие не заинтересованы в том, чтобы они слушали? Человечеству известно о том, что оно находится в чрезвычайно опасном состоянии – с точки зрения действительно его существования, но об этом перестали говорить. Если год или два назад много говорили об экологии, обо всех проблемах, то сейчас постепенно словно начинают забывать, будто бы это нормально – потому что нет выбора. Если нет лекарства, для чего кричать о болезни? Люди рассуждают согласно желанию наслаждаться: «Давайте будем пить и есть, потому что завтра умрем. Ну так что? Но сегодня мы живы? – Прекрасно!» Что будет завтра? – «Забудь о завтра! Ты не можешь изменить завтрашний день - забудь о нем». Поэтому если мы, не слишком пробуждая зло, а только лишь в целях нашего объяснения, напомним людям о том, что может принести завтрашний день, но в основном разъясним им то хорошее, что мы постигаем, то, может быть, мы сможем как-то продвинуться ко всем, потому что в той мере, в которой ты раскрываешь лекарство, тебе разрешено говорить о болезни. Иначе никто не захочет тебя слушать, все будут тебя отталкивать, и это принесет только вред. «Не ставь препятствие перед слепцом». К этому нас просто обязывают каббалисты. Это большая проблема – как именно раскрывать всю эту систему. Я бы не сказал, что мне это удается, потому что я не точно чувствую человечество – насколько в нем есть осознание каждого понятия или нет, это связано с тысячей вещей – с политикой, всевозможными расчетами, с тем, как это скрывают от человека за всеми другими неприятными явлениями. Вопрос: К кому мы должны обращаться в нашем распространении? Простых людей это не очень волнует, их не слишком беспокоит то, что мы хотим им рассказать, нет спроса с этой стороны… Это – проблема. Мы не сможем нашим распространением повлиять на больших людей. Это ясно. Большие играют, подстраиваясь в угоду обычному человеку – народу, массам. Нам кажется, что сильные мира сего делают то, что хотят, но это не так. Иногда они действительно прекрасно и правильно все понимают и осознают, но если они будут следовать своим мнениям, то противники из какой-то другой партии, которые у них всегда имеются, пойдут согласно желаниям народа, и тогда они потеряют власть. Всем правит расчет. Поэтому мы должны идти путем широкого объяснения, обращаясь к народу, а не к сильным мира сего. Сильные мира сего действительно находятся в путах – они связаны и ничего не могут сделать. Вопрос: Мне непонятно, как растение может питаться от животного? Получается, что причина питается от следствия? Нет, наоборот, животное питается растительным. Каждая высшая ступень питается предыдущей. Я не говорил, что растение питается от животного – я сказал, что растительный уровень послужил причиной возникновения животного. Вопрос: Вы говорили о причине и следствии в развитии неживого, растительного, животного и человеческого уровней. Где они соединяются в одно целое? Человек соединяет все в одно целое, потому что представляет собой высшую ступень, и если он работает на Творца, то присоединяет все эти уровни к себе, чтобы служили той же цели. И тогда тот же самый неживой, служа растительному, растительный – животному, и животный – человеческому уровню, действуют в слиянии с Творцом, и все они с помощью человека сливаются с Творцом. Человек берет от всех, кто ниже его, и своей работой прилепляет их к Высшему. Это написано также в других источниках, в хасидизме, описано с помощью всевозможных других метафор. Вопрос: Как вы можете объяснить или доказать, что основа всего – это желание, что в неживом есть желание? Как это можно объяснить человеку? Что удерживает материал в определенной форме, каковы его свойства? Вопрос: Как объяснить, что у стола есть желание наслаждаться? Прежде всего, я не собираюсь никого убеждать. Я объясняю, но не убеждаю – есть разница. Объяснение – простое, научное, как и все наши объяснения. Обратись к материалу. Из чего он состоит? – Из молекул или атомов, соединенных между собой, согласно большей или меньшей валентности. В соответствии с этим материал обладает большей или меньшей силой, позволяющей ему удерживать себя в определенном состоянии. Материал может быть газообразным, если его валентность – маленькая, или может быть металлом, если она большая, и так далее. Материал может быть настолько сильным, обладать такой большой мощью, что начинает извергать из себя различные выбросы излучения. Какую силу нужно приложить для того, чтобы разбить свойства материала, которыми он удерживает себя в определенной форме? Как он соединяется с другими силами для того, чтобы присоединить их к себе или же он поглощается и будто бы аннулирует себя, покоряется силе кого-то другого и соединяется с ним как маленький относительно большого? Мы видим такое поведение, начиная от микромира и до макромира, и все действует согласно силе желания, которая выражается в форме притяжения и отталкивания, всевозможных сил, называемых нами теми или иными терминами в физике, химии и так далее. Но в конечном итоге во всем действуют две силы – притяжение и отталкивание. Все зависит от того, какая из них больше, а какая – меньше, и нет ничего иного. Элемент, находящийся между этими двумя силами, называется желанием наслаждаться, желанием поглотить, притянуть, получить выгоду – в самых различных проявлениях. Из этого образуется весь материал. В университете мы изучали металловедение – науку о поведении металлов, о том, каким образом и при какой температуре каждый из них превращается в жидкость, затем – в газ, как его можно потом охладить и превратить обратно в твердый металл, как они взаимодействуют друг с другом, в какой форме и так далее. Это огромная научная область, отсюда происходит вся наша технология металлов. Там настолько ясно, как это работает – все за счет эгоистических сил, имеющихся в каждом материале. Это на самом деле ощущается, особенно в том, какой процент каждого металла надо взять для плавки, каким методом их сплавлять для того, чтобы получить новый сплав, новый материал. Ты ощущаешь, ты видишь, как это работает внутри! Ты не можешь объяснить кому-то, кто продает арбузы и не знает ничего, кроме этого. Ты должен объяснять ему постепенно, если он захочет принять твои объяснения. Но все это – наука. Нет в этом никакого «святого духа»! А затем это можно объяснить на растительном уровне. Мы изучали немного в школе, как растения размножаются, как происходит этот процесс, каким образом они извлекают вещества из неживого, как они осуществляют фотосинтез под воздействием солнечных лучей, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. А затем насколько все усложняется на человеческом уровне – какие сложные соединения есть в нем! Но все это основано на том же самом принципе – на действии силы притяжения и силы отталкивания, от полезных вещей и от вредных. И согласно тому, на каком уровне развития творение больше различает между вредным и полезным, в каком виде оно существует – согласно этому оно и выбирает для себя. Вся природа – это одно и то же! Что здесь нужно доказывать?! Доказательства у нас есть еще из школы. Я говорю об этом только потому, что не знаю, какая публика слушает меня. Но, в сущности, каждый, кто когда-то что-то изучал и хотел немного понять жизнь и окружающий его мир, более-менее слышал об этом. Я специально интересуюсь такими вещами, потому что это помогает мне. Я и сейчас смотрю такие передачи по телевизору, хотя в последнее время там действительно нечего смотреть. Это не значит, что я хотел бы от них большего, а просто они испортились. Вопрос: Что толкает неживой уровень к развитию – тоже ощущение отсутствия подобия со всеобщей силой? У неживого нет ощущения, если можно так сказать. Под ощущением подразумевается, что творение понимает, что ему чего-то не хватает, что у него есть система принятия решения, и свобода выбора, потому что по направлению к Творцу можно развиваться только в свободной форме. У неживого нет этого! Этого нет и на человеческом уровне до тех пор, пока человек не начинает действительно становиться «Человеком» – получает точку в сердце. Но эта сила действует в творениях, принудительным образом подталкивая их к развитию – так же, как в стадиях шореш, алеф, бет и гимел до появления стадии далет. Разве стадия бет сама хочет стать такой, как Творец? Разве она внезапно пробуждается, узнает Его, желает Его, анализирует свои желания? О ком вообще говорится?! Внутри нее создается баланс сил, приводящий к такому результату, что она желает уподобиться Творцу. Это – все. Разве она сама по себе называется творением, чувствующей? Она не ощущает. Об ощущающем можно сказать только, исходя из взаимодействия двух противоположных сил. Пока еще здесь этого нет. И даже хотя в ней и действуют две силы, но только в положительную или в отрицательную с

Nat: Память прошлих жизней click here

Nat: О кругооборотах душ Эран: Доброе утро, уважаемые телезрители! Мы снова с вами в нашей телепрограмме, и в этот раз, как мы и обещали, поговорим о кругооборотах душ. Рав: И сразу же возникает вопрос: существуют люди без душ или нет? Эран: Рав Лайтман, что это значит? Разве есть такие люди, у которых нет душ? Рав: Творец называется доброй и несущей добро силой, силой отдачи, любви. А мы все изначально рождаемся с иным желанием – с эгоистическим желанием наслаждаться. Так вот, если человек в течение своей жизни приобретает эту силу отдачи (а это возможно только посредством изучения науки Каббала), то у него есть душа. Он достигает того, что эта частица вырисовывается, зарождается в нем. А если он не приходит к изучению Каббалы и не выполняет действий, способствующих рождению души, - у него души нет. Эран: Итак, мы должны многое выяснить, и я надеюсь, что это произойдет во время нашей программы. А наша программа посвящена не просто отдельной душе, а кругооборотам душ. Рав: Кругооборотам. Это уже нечто иное. То есть, если есть души, - что происходит с их кругооборотами. Эран: Именно. К нам поступило много вопросов, но сначала Эли зачитает нам отрывок из статьи «Мир» Рава Йегуды Ашлага. Эли: Он пишет так: «Сначала я представлю сказанное мудрецами о нисхождении поколений мира. Когда мы видим тела, сменяющиеся и переходящие из поколения в поколение – это касается лишь тел. Однако души, составляющие суть тела, не исчезают в процессе замены тела, а отпечатываются и переходят из тела в тело, из поколения в поколение. Таким образом, нет в нашем мире никаких новых душ, обновляющихся подобно телам, но есть лишь определённое количество душ, которые вращаются в кругообороте изменения формы, одеваясь каждый раз в новое тело, в новом поколении». Рав: Ну а теперь вернемся к тому, что такое душа (нэшама). Это действительно Божественная частица свыше. Но в данном отрывке Бааль Сулам говорит о «нэфеш». Нэфеш – это самая маленькая частица, которая придает жизненную силу человеку. И именно эта частица облачается в тело, а когда это тело, состоящее из плоти и крови, умирает, то нэфеш облачается в другое тело. И так происходит каждый раз. Это еще не душа, можно сказать, что это зачаток души, ядро, из которого еще нужно развить душу. Когда человек в одном из своих кругооборотов начинает ощущать, что этот мир тесен для него, мал, - он задается вопросом: «Для чего я живу? В чем смысл моей жизни?» И это называется, что начинает проявлять себя эта нефеш: человек начинает ее ощущать, и она как бы требует, чтобы он ее развивал. И тогда он ищет, как ее развить (он не знает для чего и каким образом это сделать), и приходит в какое-то место, где есть книги, группа и наставник, и там начинает изучать науку Каббала для того, чтобы развить нэфеш и сделать из нее нэшама – душу. Нэшама – это, скажем, некое место внутри человека, в котором присутствует свойство отдачи, как в Творце, и через него человек ощущает духовный мир. Эли: Значит, если я правильно понял, у каждого человека в мире есть нэфеш, которая представляет собой некую малую меру, и только у каббалистов есть нэшама. Рав: У того, кто из своей нэфеш развил нэшама, - она есть. Эли: Нэшама – это некое кли или нечто такое, в чем человек ощущает, постигает духовное. Рав: Да. Или Творца. Эли: Очень многие люди занимаются изучением этого явления, называемого кругооборотом душ. Они интересуются этим, задают вопросы. Можете ли Вы объяснить, что такое кругооборот душ с точки зрения Каббалы? Рав: Человек живет в этом мире, страдает, переживает всевозможные злоключения. При этом внутри его желании наслаждаться присутствует эта точка нэфеш, и вместе с ней человек переносит все горести своей жизни. Так происходит развитие его эго, а эта точка нэфеш находится внутри и развивается из поколения в поколение. Все мы находимся здесь после прохождения многих кругооборотов – 30, 40 – неважно, сколько их прошел каждый. Главное в том, что теперь мы приходим к состоянию, в котором начинаем задавать вопросы исходя не из своего эгоистического желания наслаждений, а из своей точки нэфеш, которая находится внутри нас и называется «точкой в сердце». Все эгоистические желания человека называются «сердцем», а эта точка, которая спрашивает о том, откуда исходит все зло, о Божественном, о духовном, - называется «точкой в сердце». И если человек начинает задавать эти вопросы, это означает, что в процессе множества кругооборотов он, наконец, пришел к такому из них, в котором начинает развивать эту нэфеш. И потому нам неважны наши предыдущие кругообороты, поскольку они лишь подготовили для нас правильное сегодняшнее состояние. Эли: Если можно, поговорим немного о предыдущих кругооборотах. Рав: Желание наслаждаться испытывает страдание: оно пытается наполниться, но не в состоянии этого сделать. Оно представляет собой нечто вроде такого круга, в центре которого находится нэфеш – зачаток души. И это желание пытается наполниться. Человек постоянно стремится наполнить свои желания, но с течением жизни видит, что не способен, и уходит из нее опустошенным. Он рождается снова, и снова желает наполниться. Эли: Та же душа, та же самая нэфеш. Рав: Нэфеш внутри него находится в виде точки, она все еще не развивается. Эли: Если в своем предыдущем воплощении я был евреем, значит и теперь буду им рожден? Рав: Ты рождаешься абсолютно с теми же качествами, поскольку все внешнее в тебе зависит исключительно от этой нэфеш. Все ее свойства и свойства желания наслаждаться – все это одинаково, они лишь вместе развиваются дальше: из кругооборота в кругооборот. И какова польза от этих кругооборотов? Опыт всех тех событий, которые ты пережил в своей прежней земной жизни, входит в твои свойства. И когда ты рождаешься в следующий раз, ты как бы делаешь «upgrade»: к концу своей жизни ты становишься более умным и понимающим на основе того, что ты пережил. Впоследствии это входит в твои свойства, и ты уже рождаешься как бы с улучшенными свойствами. Так продолжается до тех пор, пока ты не приходишь в отчаяние от невозможности наполнить все эти свои желания. И тогда твоя нэфеш начинает спрашивать: «Что со мной происходит в отношении всех этих желаний»? И тогда они уже начинают работать вместе. Иными словами, человек как бы спрашивает: «В чем смысл моей жизни? Ведь я никогда не смогу наполнить себя!». Это является результатом всех его предыдущих кругооборотов. Поэтому он думает, что сможет наполниться именно с помощью этой точки - точки нэфеш. Эран: Как сочетаются между собой то, что Вы говорите о свойствах – о том, что они каждый раз сохраняются, и то, что нам известно из толкования трудов каббалистов: АРИ, Бааль Сулама - будто бы человек может появиться в воплощении какого-то животного, скажем свиньи? Рав: Нет. Понятно, что это преподносится в форме аллегории. Это совсем не то, что принято считать в Индии. Не приведи Бог! Здесь говорится исключительно о свойствах человека, о том, насколько он поднимается и опускается по сумме своих свойств. Но он всегда рождается в образе человека, и в этом нет никаких изменений – говорится лишь об улучшении. Из поколения в поколение мы становимся умнее, лучше выясняем свои желания, больше понимаем, что нам стоит наполнять их не в прежней форме, а более изощренным способом. И вся эта изощренность приводит к такому итогу, что мы остаемся пустыми. И тогда я задаюсь вопросом: «Все мое сердце пусто, пусты все мои желания. Что мне с ними делать?» А вне сердца остается лишь эта точка – нэфеш. И я как бы начинаю ее спрашивать: возможно, именно с ее помощью я смогу себя наполнить? Но эта точка связана с духовным, и потому я начинаю ощущать тягу к духовному – к чему-то, что мне неведомо, в надежде, что оттуда придет наполнение. Эран: Значит, когда каббалисты пишут о том, что человек приходит в мир в том или ином воплощении, они говорят о внутренних состояниях человека… Рав: Разумеется. Вся Тора говорит об одном человеке, в котором происходят эти изменения. Иногда он подобен свинье, а иногда – ослу, и т.д. Эран: А теперь мы должны выяснить еще один момент. В наших прошлых программах мы говорили о том, что Бааль Сулам – это зародыш души АРИ. И вот что пишет об этом сам Бааль Сулам: «И вот, выс-шим же-ла-ни-ем Твор-ца удо-сто-ил-ся я то-го, что ду-ша АРИ во-шла в ме-ня, и не вслед-ст-вие мо-их ве-ли-ких дея-ний, а толь-ко вслед-ст-вие Выс-ше-го Же-ла-ния Твор-ца, при-чи-ны ко-то-ро-го скры-ты да-же от ме-ня са-мо-го, по-че-му имен-но ме-ня из-брал он но-си-те-лем столь ве-ли-кой ду-ши, че-го не удо-сто-ил-ся ни-кто со вре-ме-ни смер-ти АРИ до на-ших дней. Не хо-чу я мно-го го-во-рить об этом, по-то-му что не в мо-их пра-ви-лах го-во-рить о чу-де-сах и тай-нах» [1] Так в чем же здесь дело? Мы говорим, что одна и та же душа облачается в тела 4-х каббалистов. То есть Бааль Сулам реализует свою нэфеш, и в процессе этого ему раскрывается душа кого-то другого? Рав: У нас имеется традиционное представление, передающееся нам из уст каббалистов, согласно которому существует одна особая душа, - очень высокая душа. Она облачается в человека, живущего в этом мире, каждый раз, когда необходимо произвести какие-то изменения, исправления в каббалистической методике, для того, чтобы адаптировать ее к тому поколению, которое должно начать реализовывать ее в новой форме. И потому однажды эта душа раскрылась в праотце Аврааме, затем в Моше, РАШБИ, АРИ и Бааль Суламе. В сущности, ей самой не нужно было раскрываться и производить над собой какие-то действия для того, чтобы себя исправить. Ее предназначение в том, чтобы появиться здесь не для собственного исправления, а для того, чтобы каждый раз принести человечеству улучшенную каббалистическую методику, более соответствующую этому поколению и пригодную для нескольких будущих поколений относительно того поколения, в котором она проявилась. И потому период от раскрытия этой души в Аврааме и до Моше – это период праотцев. Авраам раскрыл науку Каббала на уровне, который называется Авот (праотцы). Затем Моше раскрыл ее на более глубоком уровне, поскольку в этих поколениях выросло эгоистическое желание: они пережили период Египетского изгнания - «утяжеление» эго. И потому Моше еще глубже раскрыл каббалистическую методику, адаптировав ее к тому эго, которое тогда проявилось в сынах Израиля. Позже, в эпоху РАШБИ, когда вообще произошло падение всего народа Израиля, живущего в то время, с духовной ступени на тот земной уровень, где мы пребываем сегодня, он уже раскрыл науку Каббала, адаптировав ее не к периоду изгнания, а к периоду исправления изгнания, который должен наступить позже. И потому в «Книге Зоар» написано, что «Книга Зоар» раскроется в тех душах, которые пройдут множество кругооборотов, - в конце их кругооборотов, когда они начнут желать выйти из изгнания. Что касается АРИ, - это душа РАШБИ, которую мы называем «Машиах сын Иосефа», поскольку он уже взял эту методику РАШБИ (которая, по сути, является методикой Авраама) и переработал ее, приведя к форме, соответствующей периоду освобождения. И потому мы видим, что после АРИ все каббалисты, шедшие по его стопам, использовали его методику. И только Бааль Сулам, который явился как зародыш души Ари, взял все сочинения АРИ и все труды РАШБИ – «Книгу Зоар», и особенно книгу «Древо жизни», и сделал на них свой комментарий, соответствующий нашему поколению – поколению, которое задается вопросом об освобождении, - о том, как выйти из всех этих кругооборотов душ, которые мы прошли, и снова вознестись на духовную ступень. И потому это возможно благодаря методике Бааль Сулама. Эран: Значит, если я правильно понимаю, когда Бааль Сулам пишет, что человек удостаивается воплощения души кого-то другого, под этим подразумевается, что на него возлагается та же задача – продолжить то особое поручение, которое было дано, скажем, некоей части этой системы? Рав: Верно! Он продолжает! По сути, если можно так сказать, это тот же самый человек – ведь это та же душа. Внешний облик, внешнее одеяние, эта оболочка, якобы, называемая человеком, не имеют значения: это та же душа! В сущности, именно она говорит о личности человека и определяет ее. Внешняя оболочка ничего не добавляет. Эли: Во время Вашего объяснения мы получили вопрос через Интернет. Мы говорили, что каждый, кто хочет задать вопрос относительно нашей программы и вообще обо всем, что его интересует, может послать его на наш сайт: www.kab.co.il. Эран: Но прежде, чем мы прочитаем этот вопрос, я хочу добавить, что вы можете присылать нам на сайт не только вопросы, но и ваши предложения, идеи относительно будущих программ. Вопрос: Скажем, сейчас человек начинает изучать Каббалу, что-то, возможно, уже постиг, каким-то образом начал свой духовный путь. Придется ли ему в следующем кругообороте начинать все с нуля, либо что-то сохранится? А может все было напрасно? Рав: Прежде всего вопрос в том, что он хочет оставить для следующего кругооборота. Что такого он приобрел в своей прежней жизни, чего бы ему захотелось оставить в следующем кругообороте? Эран: Возможно затраченные усилия… Рав: Вот здесь ты действительно прав. Именно это на самом деле переходит из кругооборота в кругооборот – усилия. Они не уходят впустую. Но смотря какие это усилия! Если я проводил все свое время на бирже, или преследовал людей с целью их ограбления – это ведь тоже усилия, и большие! Эран: Я думаю, что это вопрос о человеке, который постиг определенную духовную ступень, но, как мы говорим, еще не достиг своего Конечного Исправления. Нужно ли ему будет начать все сначала? Рав: Написано очень просто. Когда душа покидает тело, ей задают лишь один вопрос: «Занималась ли ты Торой? Жаждала ли избавления? Если нет – добро пожаловать в следующий кругооборот». Иным словами, если все усилия, которые человек прикладывает в течение своей жизни, направлены на то, чтобы как-то приподняться над самой жизнью, в которой (как мы однажды говорили) нет никакого свободного выбора, а человек продвигается посредством пробуждающихся в нем решимот, согласно заложенным в нем генам, неким возникающим откуда-то внутренним импульсам, если он желает хотя бы немного приподняться над ней, - разумеется эти усилия он «берет» с собой в свой следующий кругооборот. Эли: Даже если он не постиг духовное? Рав: Даже если и не постиг духовное. То есть, ознакомился сейчас с одним листом из Книги Зоар – в сущности, именно это он берет в следующий кругооборот, поскольку это связано с духовным возвышением. Все остальное он берет с собой внутри своего желания наслаждаться, которое растет из кругооборота в кругооборот. И кроме того, он забирает с собой все страдания, даже эгоистические: когда хотел наполнить себя, но был не в состоянии. Эран: Рабаш пишет, что человек должен перевоплощаться, пока не постигнет корень своей души, т.е. пока не придет к своему Конечному Исправлению… Рав: Это уже - от начала развития души… Человек все время развивается в некоей плоскости, из кругооборота в кругооборот, до тех пор, пока в последнем кругообороте начинает задаваться вопросом: «Для чего я живу?» Он не спрашивает именно это, но его вопрос исходит из следующего: «Во всех своих прежних кругооборотах я пытался наполнить себя…»,- якобы, так говорит его душа,- «но мне пусто. Что же делать? Возможно, я сумею наполниться, возвысившись духовно – не двигаясь в одной плоскости, а поднимаясь духовно. Я как бы должен искать в другом месте». И тогда человека будто подталкивают, и он начинает спрашивать: «Где я найду себя?». И скажем, с этим вопросом он приходит к нам учиться. И когда приступает к учебе, начинает духовно развиваться. Именно об этом говорит Рабаш: «пока, пройдя 125 духовных ступеней, он не достигнет корня своей души». Ему теперь предстоит подъем, но это не происходит в одночасье: есть еще 125 ступеней. Скажем, он что-то постиг в процессе этого подъема, в течение этой жизни. И возвратившись, продолжает с того, что завершил в предыдущем кругообороте. В сущности, можно сказать так: ни один кругооборот не проходит напрасно: все всегда основывается на предыдущем кругообороте. Но: либо от прошлого кругооборота у тебя остались лишь страдания, поскольку, ты желал чего-то достичь в своей жизни, но не достиг, - либо у тебя уже есть какой-то духовный уровень – тот, что ты постиг, но ты пока еще не достиг корня своей души. И потому ты возвращаешься, чтобы снова подняться, и возможно в этом кругообороте ты его достигнешь. Эран: И ты начинаешь с той же «точки»? Рав: С той же точки, на которой ты закончил – разумеется! Не с нуля! Скажем, из 125 ступеней, которые ты должен пройти на пути своего духовного возвышения от момента, когда ты начинаешь изучать науку Каббала, и до конца всей «лестницы», ты прошел 20. Тебе осталось еще 105. Эран: Один из моих учеников задал мне очень интересный вопрос по этому поводу. Он говорит так: «Мне уже понятно, что одни и те же души переходят из поколения в поколение. Я изучил процесс исторического развития народа Израиля. В стоянии у горы Синай весь народ Израиля достиг духовного – очень высокой ступени Первого Храма, затем ушел в изгнание и снова поднялся до ступени Второго Храма, впоследствии опустившись с нее в последнее изгнание. Если во мне заложены корни еврейской души, а весь еврейский народ пребывал на ступени духовного постижения, и сейчас ты говоришь мне, что я всегда начинаю с того, чем закончил, то почему все евреи сразу же не возвращаются к этому состоянию?» Рав: Они были на духовной ступени, но упали на ступень изгнания! Эран: Но ведь мы сказали, что это не исчезает! Рав: Что именно не исчезает? Эран: То, что я постиг в предыдущем кругообороте или в своем прошлом состоянии. Так что же: изгнание – это такое состояние, которое скрывает от меня все то, что я постиг раньше? Рав: Именно так! Это правильное определение. Изгнание означает, что я потерял ту духовную ступень, на которой пребывал прежде, и «упал» в земные эгоистические желания. А того, что было раньше, - нет. Представь себе, что существовал такой народ, который весь пребывал в ощущении духовного. И для него духовное и материальное было единым. Иными словами, вместе с материалом этого мира, который называется ветвями, я знаю и ощущаю также и их духовные корни. Для меня все прозрачно: сквозь этот мир я, как бы, вижу силы, ощущаю их, воспринимаю всю реальность как один мир. Не два мира: материальный и духовный – один мир. А есть такие, кто живет только в материальном мире, как животные. Скажем, собака или кот, сидящие рядом со мной, живут в своем мире, а я – в своем, гораздо более широком мире, где есть культура, образование, есть все! А для них важно только поесть и поспать – что им еще нужно?! Так вот, в том состоянии, в котором мы пребывали, мы находились в двух мирах, но это был один мир, который полностью принадлежал нам! И дети, выраставшие в процессе такого существования, сразу же входили в общество, жившее по духовным законам, и вели себя таким же образом. Так продолжалось до крушения Второго Храма. И то, что это ощущение исчезло, (т.е. мы не чувствуем, что есть духовное, силы, отдача, из чего следует, что существует любовь к ближнему, что все мы взаимосвязаны), то, что из любви к ближнему мы упали в беспричинную ненависть, - означает, что мы утратили духовное. Эран: Так что же мы ответим моему ученику? То, что он постигает в своей душе сохраняется или может то исчезать, то возвращаться? Рав: Может исчезнуть и вернуться. И в этом суть кругооборотов. По правде, мы говорим о кругооборотах в более простой форме. Человек находится в каком-то духовном состоянии, опускается – поднимается, и снова: опускается – поднимается. Каждое такое изменение называется кругооборотом. Потому что мы не относим эти кругообороты к жизни физического тела: живет это тело, или оно мертво – для нас уже не имеет значения. Нан имеет значенияе относим эти кругообороты к жизни физического тела: живет это тело, или оно мертво - нам м важно, сколько таких кругооборотов мы проходим, так как каждый из них продвигает нас к тому корню, которого мы должны достичь. Эли: Можете ли вы одним предложением подвести итог нашей беседе, чтобы телезрители четко поняли, что такое кругооборот душ? Рав: Любое духовное состояние, изменяющееся в человеке, называется кругооборотом. Если ты откроешь книгу АРИ «Врата перевоплощений», то увидишь, что там написано. У тебя есть свет НАРАНХАЙ: света нэфеш, руах, нэшама, хая, йехида, которые попеременно входят внутрь келим: кетэр, хохма, зэир-анпин и малхут. Света, попеременно входящие в келим, приводят к возникновению различных состояний внутри души человека. Каждое изменение, происходящее в душе человека, называется кругооборотом. Очень просто. Допустим, у тебя сейчас какое-то настроение, уровень которого равен 15 градусам, затем оно опускается до 10 градусов, и потом поднимается до 25 градусов. Так вот, каждое такое изменение называется кругооборотом. Эран: К сожалению наше время истекло. Получается, что мы только приоткрыли эту тему кругооборотов душ... Рав: Так продолжим. Эран: Возможно, мы ее действительно продолжим в наших следующих программах. Рав: Я только хочу добавить, что нужно немного привыкнуть к этим понятиям и принять их. И тогда человек увидит, что и в этой своей жизни он тоже проходит кругообороты – кругообороты душ. Он каждый раз увидит в этом перемены, ему только нужно стать немного более чувствительным. Так вот, повысить свою чувствительность к этому можно с помощью науки Каббала. Мы сможем это сделать вместе.



полная версия страницы