Форум » Полезная информация » Гормоны » Ответить

Гормоны

Live: Л.В. [quote]На греческом языке «ГОРМОН» ОЗНАЧАЕТ «ПРИВОЖУ В ДВИЖЕНИЕ». Значение соответствует действию гормонов как духовно, так и физически. Каждый гормон обладает специфическим действием на определенное вещество. Воздействие на это же вещество со стороны другого гормона еще больше изменяет свойства данного вещества. Никто не знает, сколько у человека в организме гормонов, поэтому и невозможно добиться полного исцеления человека путем добавления гормонов. Невозможно также устранить избыточные гормоны. С привнесением другого гормона между первым и вторым хоть и может возникнуть относительное равновесие, однако чрезмерное количество обоих гормонов может обернуться некоей новой и более серьезной болезнью. В результате снятия стрессов происходит нормализация гормонального баланса – излишки гормонов выводятся из организма, а недостающие воспроизводятся самим организмом.[/quote]

Ответов - 230, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

S.N.: Кишечник – второй мозг. Энтеральная нервная система. В настроении, принятии решений и поведении человека задействован не только головной мозг, но и ЖКТ. В организме человека существует отдельная нервная система, которая настолько сложна, что ее называют вторым мозгом. Она состоит примерно из 500 миллионов нейронов, а в длину составляет около 9 метров и пролегает от пищевода до ануса. Именно этот «мозг» может отвечать за поедание вредной пищи во время стрессов, изменениях настроения и некоторые заболевания. Именно об энтеральной нервной системе рассмотрим в данной статье. Энтеральная нервная система – Ваш «второй мозг» В стенках ЖКТ находится энтеральная нервная система (ЭНС), которая, как полагалось ранее, участвует исключительно в контроле процесса пищеварения. Теперь же специалисты предполагают, что она играет важную роль в физическом и психическом состоянии человека. Она может работать автономно и взаимодействовать с головным мозгом. Если заглянуть внутрь человеческого тела, сложно будет не заметить головной мозг и ответвления нервных клеток вдоль позвоночника. ЭНС – широкая сеть нейронов, расположенная в двух слоях ткани кишечника, менее заметна, потому и была открыта только в средине XIX века. Она представляет собой часть автономной нервной системы, сети периферических нервов, которые контролируют функции внутренних органов. На протяжении многих лет люди верили, что кишечник взаимодействует с мозгом, влияя на здоровье человека. Помимо контроля механического смешивания пищи в желудке и координирования мышечных сокращений для перемещения пищи по ЖКТ, ЭНС также поддерживает биохимическую среду в различных отделах ЖКТ, благодаря чему поддерживается надлежащий уровень рН и химический состав, необходимый для работы пищеварительных ферментов. Однако есть еще одна причина, по которой ЭНС необходимо такое количество нейронов – прием пищи сопряжен с опасностью. Бактерии и вирусы, которые попадают в ЖКТ с пищей, не должны захватить организм. Если патоген проникает через слизистую оболочку кишечника, иммунные клетки начнут секретировать воспалительные вещества, в т.ч. гистамин, которые распознают нейроны ЭНС. Второй мозг либо запускает диарею, либо сообщает головному мозгу о необходимости очищения иным способом – посредством рвоты (или же оба процесса протекают одновременно). На протяжении многих лет люди верили, что кишечник взаимодействует с мозгом, влияя на здоровье человека. Однако подтвердить такую связь удалось относительно недавно, когда стало ясно, что ЭНС может действовать автономно, а также с открытием ее основного канала связи с мозгом – блуждающего нерва. На самом деле, около 90% сигналов, передающихся по блуждающему нерву, поступают не сверху (из головного мозга), а снизу (с ЭНС). Второй мозг – фактор хорошего самочувствия У второго мозга с первым много общих особенностей – он также состоит из различных типов нейронов и вспомогательных глиальных клеток. У него также есть свой аналог гематоэнцефалического барьера, поддерживающего стабильность физиологической среды. Второй мозг также вырабатывает целый ряд гормонов и около 40 нейромедиаторов тех же классов, что вырабатываются в головном мозге. Интересно, что около 95% серотонина в организме приходится именно на ЭНС. Какие существуют особенности и функции ЭНС? Дофамин является сигнальной молекулой, связанной с чувством удовольствия и системой вознаграждения. В кишечнике он также выполняет функцию сигнальной молекулы, которая передает сообщения между нейронами и, к примеру, координирует сокращение мышц толстой кишки. Серотонин, который вырабатывается в ЖКТ, попадает в кровь и участвует в восстановлении поврежденных клеток печени и легких. Также он необходим для нормального развития сердца и регуляции плотности костей. Настроение. Очевидно, что кишечный мозг не отвечает за эмоции. Однако, теоретически, нейромедиаторы, вырабатываемые в ЖКТ, могут попадать в гипоталамус. Нервные сигналы, отправляемые из ЖКТ в мозг, действительно могут влиять на настроение. Исследование, опубликованное в 2006 году в журнале The British Journal of Psychiatry, показало, что стимуляция блуждающего нерва может быть эффективной в лечении хронической депрессии. «Бабочки в животе» являются результатом оттока крови к мышцам в части реакции «бей или беги», запускаемой мозгом. Однако стресс также способствует повышению выработки грелина, который, помимо усиления чувства голода, снижает уровень тревожности и депрессии. Грелин стимулирует выброс дофамина, воздействуя на нейроны, задействованные в путях удовольствия и вознаграждения, а также посредством сигналов, передаваемых через блуждающий нерв. Специалисты полагают, что проблемы с ЭНС связаны с различными заболеваниями, поэтому второй мозг заслуживает намного больше внимания со стороны ученых. Контроль ожирения, диабета, болезни Альцгеймера и Паркинсона и прочих недугов – потенциальные преимущества дальнейшего изучения ЭНС. Источник https://oko-planet.su/ekstrim/ekstrimsovet/384118-kishechnik-vtoroy-mozg-enteralnaya-nervnaya-sistema.html

Live: В парасимпатической нервной системе информация передаётся ацетилхолилом , этот гормон считают антистрессовым, снижающим действие адриналина и норадреналина , но так же при излишке (сверх концентрации) наносит разрушения. Жалость к себе так же опасна, как и курение Ученые сравнивают привычку жалеть себя с курением и невоздержанным отношением к пище, передает «Комсомольская правда». Жалость к себе негативно отражается на выработке гормонов и работе обмена веществ. Также жалость к себе может привести к развитию депрессии. Более того, человек довольно быстро становится от зависимым от этого чувства. Зацикленность на себе делает людей черствыми к другим, сообщает Настроение по материалам сайта Meddaily Комментирует профессор психиатрии Михаил Виноградов «И, кстати, плох тот доктор, который начинает жалеть пациента вместе с ним самим. С точки зрения психологии, жалость сглаживает остроту стресса, но не борется с ним, а загоняет глубоко внутрь. Напряжение накапливается, и в результате возникает уже глубинный затяжной стресс, от которого недалеко и до клинической депрессии. Это тупиковый путь, который может напрочь выбить из жизненной колеи. Встречать проблемы с жалостью к себе, любимому, это значит заранее позволить им одержать над собой верх. Напротив, в момент стресса нужно сгруппироваться, призвать на помощь все силы духа, вспомнить, какие победы — пусть маленькие — в этой жизни вам приходилось одерживать». Также специалисты говорят о том, что жалость к себе формирует у человека ослабленную реакцию на внешние раздражители. Это характерно для роли жертвы. При такой реакции на стресс увеличивается выброс нейропередатчика ацетилхолина. Его высокая концентрация негативно отражается на сосудах. Их тонус снижается, давление падает, выходит из строя вегетативная нервная система, возможно возникновение панических атак. В особенности эксперты не рекомендуют себя жалеть во время простудного заболевания — выздоровление может затянуться. Согласно статистике, за счет самовнушения люди, склонные к тревоге и жалости к себе, тяжелее переносят простудные инфекции

Live: Когда жизнь течет спокойно, без постоянного чувства тревоги, большую активность проявляет парасимпатическая нервная система, которая управляет пищеварением, выделением ненужных для организма веществ и тому подобными функциями, то есть питает, очищает организм и регулирует его функционирование. Когда тревога становится слишком частым или постоянным спутником, верх берет симпатическая нервная система, в данном случае не уравновешивая парасимпатическую нервную систему, а препятствуя ее деятельности. Одна из главных задач парасимпатической нервной системы - обеспечить расслабление организма. Не расслабившись, вы не можете осознать, что происходит с вами на самом деле. https://www.para-norm.ru/samoistselenie/samoistselenie-nervnaya-sistema-pervaya-chast Парасимпатическая система помогает сосредоточиться , симпатическая - сконцентрироваться. А. Сконцентрированность повышает целеустремленность, а та, в свою очередь, способность сконцентрироваться. В результате получается индивидуальное развитие в замкнутом круге, т. е. в материальной плоскости, следствием чего является болезнь. Б. Сосредоточение формирует целенаправленность, а целенаправленность развивает способность сосредотачиваться. В результате мы имеем общее развитие, которое повышает как духовный, так и материальный уровень и дематериализует болезни. Когда мы научаемся воспринимать себя в жизни и как с Богом, границы неизведанного отступают, и ограниченные представления о себе, жизни и Боге обретают новые, более широкие масштабы. Лишь с достижением известной зрелости мы осознаем, что человек, жизнь и Бог - это фактически одно и то же. Духовный человек подобен безграничному небу, а человек физический подобен земному шару на этом небе. Небо может существовать и без Земли, но Земля не может обойтись без неба. Человек, который в данный момент уравновешен, способен видеть дух, потому что смотрит в этот момент сердцем.


S.N.: Live пишет: Парасимпатическая система помогает сосредоточиться , симпатическая - сконцентрироваться. А в чем тогда различие между ними? Может, ты имела ввиду "расслабиться"?

Live: Если глагол описать существительным, станет понятее.Сконцентрироваться - значить напряжение , сосредоточиться - значит внимание.

S.N.: Live , в статье говориться о том, что парасимпатическая система - это расслабление. А симпатическая - концентрация. Они работают в противофазе. Сконцентрироваться и сосредоточиться - синонимы.

лушка: S.N. пишет: Они работают в противофазе. Вот так то не всегда, собственно об этом и речь в статье)) они в противофазе работаю только при реальной угрозе, во всех других случаях перенапряжение на ровном месте. Вам повезло, если в этот момент вам есть куда бежать, есть кого стукнуть. Ваше тело подготовлено к этому, фактически требует этого. Проблема же в том, что у большинства читающих этот курс нет возможности физически избавиться от напряжения. Состояние страха и тревоги современного человека, в отличие от его далеких предков, связано с нематериальными, осязаемыми факторами, под воздействием которых сформировалась защитная симпатическая нервная система. Финансовые неурядицы, стрессы на работе, страх за карьеру, перед экзаменами, неприятности в личных отношениях, страх перед социальными процессами, на которые нет возможности как-то повлиять, - вот с чем мы сталкиваемся сегодня. В этих обстоятельствах симпатическая нервная система вскипает точно так же, как река, кишащая крокодилами. Вы будет плыть в ее водах со скоростью, соответствующей предельным физическим возможностям тела, что полностью реализует адреналин и сахар в крови, заставит работать мышцы так, что они будут вынуждены максимально сокращаться, позволит в полной мере воспользоваться усиленной работой сердца и легких - короче говоря, если вы умудритесь сбежать от крокодилов, ваше тело естественным образом восстановит равновесие, позволив симпатической нервной системе снизить активность, а парасимпатической нервной системе вернуть все в норму. Без полного расслабления нервной системы нервы не смогут продолжительно действовать в полную силу, и со временем их реакция станет притупленной. Без полного расслабления в джунглях не выжить. Когда же мы сталкиваемся не с крокодилом, а, скажем, с мелочным, придирчивым и злобным начальником, мы претерпеваем все последствия возбуждения симпатической нервной системы, но снять их действие, как того требует организм, не можем. Наша кровь по-прежнему перенасыщена сахаром и гормонами, что приводит к общему напряженному состоянию, выраженному в стиснутых челюстях и в трясущихся руках. Мышцы сокращены. Сердце и сосуды продолжают работать в аварийном режиме в течение долгого времени после того, как возбуждение прошло. Мы находимся под воздействием симпатической нервной системы, а сигнал успокоится, который должен поступить в парасимпатическую нервную систему, задерживается. В эти моменты состояние тревоги трансформируется в хроническое напряженное состояние - и вместе они вызывают стресс. Для выживания полезнее помнить вещи, несущие угрозу жизни, чтобы мы могли опознать их, если придется снова встретиться с ними в жизни. Страх заставляет кровь отхлынуть от некоторых участков поверхности и из некоторых органов, автоматически заставляет тело сжаться, рефлекторно принять защитную стойку: голова и плечи выдвинуты вперед, живот втянут, колени полусогнуты, руки напряжены. Глаза при этом яростно обшаривают окрестности, чтобы воспринять возможно более широкую картину окружающей обстановки, что, может быть, полезно с точки/зрения поиска источника угрозы, но детали при этом не регистрируются. Интересно, что страх обеспечивает появление мгновенного яркого отпечатка устрашающих обстоятельств в памяти, что не всегда происходит при гневе. Проблема в том, что наш мозг склонен к ассоциациям и в схожих ситуациях мгновенно извлекает из памяти страх и связанное с ним состояния ума и тела. А в результате мы часто беспокоимся и впадаем в тревожное состояние, хотя для этого нет реальных причин.

лушка: S.N. пишет: Сконцентрироваться и сосредоточиться - синонимы. Так то да, если википедия)) но ведь дальше была цитата, там все вроде понятно, нет?)))

Live: S.N. ,ты пытаешься всё понять, попробуй почувствовать. Разницу чувствуют .

Live: Все, что ограниченно, поддается оценке. Все, что неограниченно, оценке не поддается. Запомните: всякий раз, когда Вы произносите "я", "сам" или "человек", в действие приходит энергия духовного существа. Вообразите себе духовное существо и что с ним происходит, когда Вы напрягаете все свои силы. Вы берете его, как если бы взяли бесконечное небо, и начинаете спрессовывать в середине. Мобилизуете и концентрируете его, чтобы оно ужалось, точь-в-точь как ужимается колбасный фарш, загоняемый в оболочку. На это уходит время и силы - много времени и много сил - и наконец желаемое достигается. Начинаете живо заталкивать его внутрь себя и, надо же, ощущаете, что консистенция жидковата. Дело-то по-прежнему не двигается. Тогда Вы принимаетесь укорять себя, либо кто-то из окружающих говорит Вам: "Возьми себя в руки!" Вы так и делаете. Сосредотачиваете всю свою силу и умение в руках до тех пор, пока руки не сожмутся в кулаки из-за страха, что желаемое не достигается. Далее Вы идете и дубасите кулаками того, кто, по Вашему мнению, виноват. А, может, и не дубасите, поскольку в предыдущих жизнях достаточно надубасились и были биты сами и чувствуете, что так дела не делаются. Как Вы поступите теперь? А как поступает испуганный человек? Он способен мыслить лишь в одном направлении. Это значит, что он напрягается еще больше, сжимает кулаки еще сильнее, отчего заключенная в них энергия уплотняется до такой степени, что возникает очаг болезни. Ткани человеческого тела невозможно сжать до плотности, превышающей плотность тяжелых металлов, потому что прежде, чем такое состояние наступает, тело человека отправляется к праотцам. Теперь душа получает возможность сделать выводы из ошибок прошедшей жизни и строить планы на будущую жизнь. Таким образом, когда человек напрягается, мобилизуется, концентрируется, он поступает неверно. А как следовало бы? Представьте себе, что Вы, весь такой собранный и напряженный, расслабляетесь, т. е. даете свободу. Вы же растечетесь во все стороны, подобно небу. Не усвоенные житейские уроки подобны небесным тучам - столь же ограниченным, как и Ваши страхи. Поглядите, у тучи есть такое же средоточие, как и у Вас - духовного существа. Попробуйте совместить собственное средоточие с средоточием тучи-проблемы, то есть сосредоточиться. Сразу это может и не получиться. Если Вы знаете, что нужно сосредоточиться, то между этими двумя точками образуется прямая линия, и, сосредоточившись, Вы сможете сделать шажок в сторону второго центрального пункта. Если Вы прислушаетесь к своим ощущениям и поразмыслите, окажется, что кое-что проясняется. В следующий день сосредоточьтесь снова, и что-то станет еще ясней. Теперь, возможно, потребуется несколько дней или даже недель, чтобы осмыслить полученную информацию - настолько она объемная. Сосредотачиваясь все более целенаправленно, Вы достигаете сердцевины первой проблемы и ощущаете, словно там порвалась некая петля. Это первичная энергия, вызвавшая проблему, которая стала распарываться благодаря исключительно человеческому свойству сосредотачиваться и распутала всю оставшуюся проблему. Распутала сама. От Вас ничего больше не потребовалось. Вы и так уже совершили поступок, достойный человека. Теперь будет гораздо легче сосредоточиться на следующей проблеме. Животное умеет напрячься и напасть на предполагаемого противника, а там будь что будет. Поступком, достойным человеческой рассудительности, является сосредоточивание, при помощи которого можно решить все проблемы человека, и небесные, и земные. Каждый человек способен сосредотачиваться, хотя многие, даже не попытавшись, жалуются на то, что у них не получается. Чем сильнее страхи, тем больше Вы спешите и тем действительно труднее это удается. Если Вы не обладаете настойчивостью, то и не стараетесь. Высвободите страхи и попытайтесь медленно и спокойно сосредоточиться. Сосредотачивайтесь осознанно. Произносите мысленно: "Я отпускаю страх на волю. Он уходит. Теперь я сосредотачиваюсь. Что-то не получается. Попытаюсь снова. Уже немного лучше". Сами подберите слова для разговора с собой. Убедитесь в том, что тело не напряжено, иначе это будет самообманом. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь снова. Как гласит пословица, вода камень точит. Не сомневайтесь, так оно и есть. Вы можете возразить, что это утопия и что сосредоточенность не сделает за Вас предстоящей тяжелой работы. Верно, не сделает, зато Вы получите подкрепление. Являются помощники со стороны. Они явятся сами без Вашего зова. Они явятся, ибо нуждаются в этом уроке. Вы же, в свою очередь, станете оказывать помощь кому-то третьему, потому что для своего развития Вам потребно сосредоточиться на выполнении его работы. Духовное единение людей на том и строится, что каждый делает то, что способствует его развитию, и в итоге все, что нужно, оказывается сделанным. Никто не пересчитывает на деньги, сколько стоит моя работа и сколько ты мне теперь должен, а радуется тому, что смог что-то сделать соответственно своим способностям - смог быть человеком. Умный сосредотачивается, чтобы помочь тому, кто поглупее, а кто поглупее, сосредотачивается, чтобы помочь тому, кто поумнее, - есть много всего, чего не умеют умные, но зато умеют глупые. Оба довольны собой и друг другом. Так мы все и живем, вот только отношение прямо противоположно потребности. Благодарим друг друга в глаза и платим деньги за сделанную работу, а за глаза высмеиваем друг друга за глупость и неумение. В результате люди зарабатывают стрессы. Таким образом, когда Вы высвобождаете стрессы, Вы делаете ту же работу, но относитесь к работе с любовью, умеете сосредоточиться и испытываете счастье оттого, что умеете делать то, что умеете, и благодарите небо за то, что кто-то умеет делать то, чему Вы пока не научились. Подсознательно способен сосредоточиться каждый человек. Как это распознать? Например, Вы приходите к человеку побеседовать и еще до начала разговора неожиданно для себя спрашиваете: "Ты здесь?", хотя и видите, что он на месте. Если тот Вас не замечает, значит, его там нет. Он на чем-то сосредоточен и отсутствует духом. Поскольку душа у него на месте, это позволяет ему заниматься любым физическим трудом, в том числе высококвалифицированным. Первейшему средству общения - сердцу - про это известно, потому и слетели с Ваших уст эти слова. Может случиться, что человек обращает к Вам свой взор, и по его глазам видно, что он не понял, о чем речь. Это значит, что обученное вежливым манерам тело действует автоматически, покуда на место не вернется дух. Вам тоже могут задать этот вопрос, и Вы удивляетесь: "Я же здесь, к чему этот вопрос?", а возможно, даже обижаетесь. Иному делается не по себе, и он начинает тормошить ближнего: "Что с тобой?" С ним все в порядке - он всего лишь сосредоточен на самом важном - на совершенствовании себя как человека. Большинство людей способно сосредотачиваться лишь наедине с собой, мало кому удается это делать в сколь угодно большой и шумной компании. Кто такой способностью не обладает, тот может запаниковать при виде сосредоточившегося человека. В повседневном обиходе слово "сосредоточивание" употребляется редко. О сосредоточившемся человеке обычно говорят: "глубоко погруженный в свои мысли". Научитесь правильно употреблять это словосочетание, тогда Вы сможете беспрепятственно дать ближнему, например школьнику, добрый совет: "Сосредоточься. Постарайся определить суть задания!" И тот его определит, если Вы нервно не будете его подгонять. А если Вы вдобавок объясните ему, что его мозг устал от перенапряжения, что хорошо бы немного отвлечься, побегать-попрыгать и лишь потом сосредоточиться вновь на учебе, то Вы поможете ребенку по-настоящему. После этого учеба пойдет как по маслу. Внешний вид сосредоточившегося человека сопоставим с внешним видом и поведением душевнобольного. У обоих средоточие духа в данный момент находится за пределами тела и души. Чем более возвышенна и более далека проблема, на которой человек сосредотачивается, тем выше и тем дальше находится его дух. Различие состоит лишь в том, что у душевнобольного дух прячется подальше от испуганной души, дабы избежать собственной гибели, и в этой жизни может уже не вернуться. У сосредоточившегося человека дух отлучается добровольно и возвращается соответственно потребности. Желание быть человеком, а значит, иметь все самое лучшее, сводит человека с ума. Потребность быть человеком, а значит, отдавать самое лучшее, делает человека философом. По форме они похожи, но по содержанию разительно отличаются. Содержание выражается в действии: философ рассуждает, душевнобольной умничает. Все мы в некоторой степени философы и в некоторой - душевнобольные. К сожалению, чаша весов сильно кренится в сторону душевнобольных. Философия начинается со средоточия, тогда как душевная болезнь средоточием завершается. Философия может взмыть на такую высоту, что устремляется в заоблачную высь, и то, что недопонято современниками, остается освоить грядущим поколениям. Умничанье душевнобольного хоть и способно кружить на высоте небоскреба, но взмыть оно не может, поскольку корнями вросло в землю. Подведем итоги: А. Сконцентрированность повышает целеустремленность, а та, в свою очередь, способность сконцентрироваться. В результате получается индивидуальное развитие в замкнутом круге, т. е. в материальной плоскости, следствием чего является болезнь. Б. Сосредоточение формирует целенаправленность, а целенаправленность развивает способность сосредотачиваться. В результате мы имеем общее развитие, которое повышает как духовный, так и материальный уровень и дематериализует болезни. Когда мы научаемся воспринимать себя в жизни и как с Богом, границы неизведанного отступают, и ограниченные представления о себе, жизни и Боге обретают новые, более широкие масштабы. Лишь с достижением известной зрелости мы осознаем, что человек, жизнь и Бог - это фактически одно и то же. Духовный человек подобен безграничному небу, а человек физический подобен земному шару на этом небе. Небо может существовать и без Земли, но Земля не может обойтись без неба. Человек, который в данный момент уравновешен, способен видеть дух, потому что смотрит в этот момент сердцем. Испуганный человек, к сожалению, видит то, что желает видеть. От увиденного мне стало ясно, почему восточная философия утверждает, что человек есть Бог. Христиане это не приемлют, поскольку христианством Бог выведен за пределы человека. Вернее, поставлен над человеком. Желание доказать свою правоту вынуждает человека пространно говорить о своей вере. Ему невдомек, что тому, кто много о чем-то говорит, именно этого отчаянно недостает. Кто верит, тот не разглагольствует о вере. Он верит. С уст слетает то, что томит душу. В уста отправляется то, что душе потребно. Кто не способен общаться сердцем, тот пусть общается по крайней мере устами, тогда на сердце станет легче. Кто держит рот на замке либо думает одно, а говорит другое, тому на сердце ложится тяжкое бремя. У кого сердце отказывает раньше, у того это бремя образовалось быстрее. У человека, здорового духовно и физически, центры духа, души и тела расположены настолько близко друг от друга, что в минуты полного душевного покоя могут даже объединяться один в другом. Где расположена эта точка? Если Вы ждете от меня ответа, спросите у себя: "С чего начинается жизнь?" С любви, не так ли? Значит, эта точка находится в сердце. Проблемой для многих является ощущение, будто они находятся где-то в ином месте. На это можно сказать следующее: что для одного человека счастье, для другого - несчастье. Распознавание самого себя и одновременно отношение к себе как к телу действительно вызывает ощущение раздвоенности, способное довести до отчаяния. Возникает вопрос, который из двоих настоящий "я"? Иной утверждает, будто ощущает рядом с собой чье-то присутствие и постоянную слежку. Это рождает чувство ужаса. Ощущение это мне знакомо, но мне этот загадочный некто с детства придает смелость и чувство защищенности, тогда как Вас оно страшит. Следовательно, это - Ваша проблема. Представьте себе, что Вы - бесконечное Небо, посреди которого находится Земля с ее атмосферой. Человек и есть это Небо, способное созерцать Землю, т. е. свое тело, со всех сторон - слева и справа, сверху и снизу, спереди и сзади, а также под любым иным углом, не поворачивая при этом головы. Если Вы ощущаете, будто кто-то идет рядом с Вами, взгляните в другую сторону - он и там тоже. Поглядите вверх, вниз, вперед, назад или в какую угодно сторону, только глядите сердцем, ибо глазами Вы его не увидите. Он повсюду, как и Небо. Покуда Вас одолевают страхи, Вы будете считать себя только телом, подобно Земле, глядящей на Небо и желающей доказать, что солнце, луна и звезды обязаны вращаться вокруг нее. Когда страхи высвобождены, Вы ощущаете себя Небом, смотрящим на Землю. Небо есть дух, т. е. полное спокойствие, который хоть и наблюдает со стороны за делами души и тела, однако не применяет к ним ни силы, ни власти, когда те начинают шалить не в меру и их следовало бы урезонить. Дух указывает путь, но не делает за других их работу. Он предоставляет наиболее благоприятную возможность, но не навязывает ее. Душа подобна земной атмосфере, которую Земля, как и тело, вдыхает и выдыхает. Она является частью Неба, т. е. духа, соединяющей дух с телом. Чем больше разрастаются желания тела, тем больше оно копит все в себе, пока накопленное не вытесняет воздух, т. е. душу. Душа отходит, тело превращается в прах. Средоточие духа и души перемещается в другое место, чтобы обсудить произошедшее и, если надо, когда-нибудь снова вернуться на Землю. Размеры тела ограничены, размер души атомарен, дух же безграничен. Если средоточие духа и души расположено в пределах физического сердца, человек здоров, поскольку амплитуда колебаний житейских уроков незначительна. Это не означает, что учиться нечему. Это означает, что он учится на малом. Душа подобна атмосфере Земли, которая является частью Неба, т. е. духа, однако принадлежит Земле, если Земля имеется в наличии. Она соединяет Землю с Небом, тогда как Небо с Землей и без того едины. Душа учит Землю считать Небо реальностью, т. е. сущностью. Кто первичным считает духовность, тот признает единство Земли и Неба и тому легко дышится. Ему легче высвободить страхи. Кто несокрушимо верит в первичность Земли, тому его душа должна показать, что может случиться, если не будет Неба, - у человека затрудняется дыхание. Все болезни дыхательных путей доказывают ошибочность подобных представлений. Человек столь велик, сколь позволяет ему страх. Таким образом, величина человека зависит от страхов. Чем страхи сильнее, тем больше человек замурован в стену своих страхов, подобно воздуху, нагнетаемому в камеру футбольного мяча. По мере высвобождения страхов футбольный мяч увеличивается в размерах, и его оболочка делается тоньше. Вряд ли кому захочется ударить по нему ногой. Чем ближе величина человека к величине неба, тем меньше у него причин бояться чужой агрессивности. Чем человек меньше, тем его легче вывести из себя. Вывести из себя можно того, у кого один из стрессов перерос его самого. Например, если гордость переросла человека и не умещается внутри, его именуют гордецом. Кого перерос эгоизм, того называют эгоистом. И попробуй потом избавиться от этого ярлыка. Развитие человека, духовного существа, являет собой расширение его центра, превращение его в источник излучения. Развиваться можно двояко. 1. Путем исправления умонастроения. Назовем его путем высвобождения страхов. Чем больше страхов высвобождается, тем дальше отступает завеса темноты, не позволяющая видеть целое. Делать это нужно шаг за шагом, как если бы шел по лестнице, потому что всякое новое знание требует творческой реализации. Высвобождение страха символически сопоставимо с вертикальным подъемом по винтовой лестнице. Привыкание к новому качеству энергий и использование их на практике подобно движению по лестнице в горизонтальной плоскости. Для этого необходимо время. Если первейшее значение Вы придаете улучшению умонастроения, Вам ни к чему опасаться спешки. Даже в том случае, когда идущие рядом в панике убыстряют бег. С уменьшением страхов уменьшаются и другие стрессы. Вы приобретаете способность долго и терпеливо ждать, становитесь терпеливым человеком. Долгое терпение - короткий путь. 2. Путем накопления личного опыта. Это путь освобождения от страхов. Этим путем идет западный мир. Нам свойственно сначала делать и затем лишь думать, хотя нам кажется, что мы обдумываем заранее. Думать умом и значит производить действие. Делать с головой. Рассудительно мыслящий человек размышляет, потребно ли то, что придумал ум, или нет. И лишь затем берется за дело. Накопление опыта воспринимается нами единственно верным принципом. Наша жизнь напоминает научную лабораторию механики, химии, физики или микробиологии, где проводится убийственное множество опытов, чтобы сделать вывод, удовлетворителен результат или нет. У кого перестают дрожать руки, тот доказывает, что верен его результат. Мы верим и живем в таком духе, пока сама жизнь не докажет, стоит верить или не стоит. Методом проб и ошибок мы изучаем все одно и то же - спереди и сзади, сверху и снизу, с одного боку и с другого, пока не перестаем его бояться. Как видите, вместо того, чтобы сосредоточиться на цели и высвободить страх, мы всю жизнь мечемся, а может, и не одну, прежде чем нам удается чуточку раскрыться, чуточку улучшить себя как человека. Выбирая путь опыта, мы усиливаем стрессы и страдания и не верим, что можно иначе. Нетерпеливость - длинный путь. Мы являемся одновременно как учениками, так и наставниками. Выступая в роли наставника, мы желаем, чтобы ученики выполняли то, что велит наставник. Ученику не нравится, когда его учат. Он предпочел бы, чтобы учитель сам выполнил за него задание. Его разум не желает понимать того, что наставник не может прожить жизнь за ученика. Так, внутри каждого человека происходит борьба между наставником и учеником, между тем, что нравится и что не нравится. Высвобождая желания и нежелания, человек перестает думать о том, что ему нравится, а что нет. Просыпается интерес к жизни. Если и учеба, и обучение вызывают интерес, то и жизнь ладится. Живете ли Вы в согласии, ощущаете ли душевный покой? Если Вы с ходу отвечаете "да", то я спрошу Вас: "Здоровы ли Вы? Все ли в семье здоровы?" Если нет, значит, Вы слукавили. Постарайтесь понять, что именно Вы испытываете - душевное спокойствие или душевный покой. Постарайтесь ощутить различие между ними. Когда есть душевный покой, есть и согласие. Когда есть согласие, душевного покоя может и не быть. Приятно глядеть на людей, живущих во имя согласия, но жить во имя согласия - трудно. Чем дольше человек - ради спокойствия в семье или в коллективе - пренебрегает собственными потребностями, откладывает их на будущее, подавляет в себе либо истребляет, тем тяжелее на душе. Кому дорога жизнь, тот в критический момент встает на дыбы и сбрасывает с себя бремя. Кто превращает согласие в цель жизни, тот во имя этого и умирает. Впоследствии люди вспоминают о нем как об исключительно приятном человеке, который жил, озаряя своими лучами все вокруг. Поскольку о покойном принято говорить только хорошее, много о нем и не говорят. На деле же не о чем и говорить - что можно сказать о человеке, принесшем себя в жертву? Страх перед размолвками, конфликтами, ссорами вынуждает человека жить в согласии. Кто старается, у того получается, и, добившись своего, он, возможно, даже доволен таким положением дел. До поры до времени, пока не возникает иное желание. Желая найти близких по духу людей, человек подыскивает для себя занятия по интересам, которые успокаивают его душу. Человек, который находит себя в деле, испытывает полное удовлетворение. Занимаясь любимым делом, человек встречает в своем окружении другого человека, который ему нравится, и они создают славную семью. Согласие в такой семье сохранять нетрудно. Такая жизнь нравится им самим и всем, кто с ними соприкасается. Согласие родителей передается также их детям, и в результате получается образцовая семья. Свою семью они любят, и им нравится приходить домой. Друг с другом они говорят о приятных вещах, а неприятные замалчиваются. Неприятное ими избегается либо преподносится по возможности в приятном свете. Живя душа в душу, супруги затушевывают возникающие разногласия, дабы избежать неприятностей. Подобная идиллия длится тем дольше, чем больше муж с женой способны предвидеть наперед те опасности, на которые способны прельститься их дети. Подавая во всем лишь положительный пример, не отлучаясь от детей ни на минуту, незаметно формируя детей по своему подобию, муж с женой могут жить спокойно, пока дети не становятся взрослыми. Указывая детям на все то плохое, что происходит вокруг, и объясняя, сколь необходимо его избегать, дабы не вызывать общественного осуждения, родители тихо и незаметно подавляют малейшие ростки домашнего бунта. Никто из окружающих не может сказать, что эти дети - неприспособленные к жизни белоручки. Наоборот, они умеют делать все то, что делают родители. Все их хвалят, и сама семья застенчиво гордится собой. Если болезни, частенько посещающие эту семью, не заставляют родителей задуматься, то ребенок, впервые отлучившийся из дома на чуть более длительный срок и попавший в чужую среду, может преподнести им неприятный сюрприз. Чем некрасивее поступок им совершается, тем быстрее это долетает до родительских ушей. Известие об уголовном преступлении прилетает с быстротой молнии и потрясает до основания. Если же речь идет о том, что ребенок ведет себя недостойно, курит, хулиганит по пьянке, ведет аморальный образ жизни либо распускает руки, но при этом до суда дело не доходит, родители услышанному не верят. Не верят ни родители, ни те, кто знает эту семью. Они воспринимают известие как злую шутку либо наговор - кому-то было выгодно свалить чужие прегрешения на образцового ребенка, чтобы самому отделаться более легким наказанием. Родителей, которые отпустили ребенка из дома со спокойной душой, поскольку были уверены в том, что ребенок прекрасно ими подготовлен к самостоятельной жизни, охватывает шок, когда они узнают о том, что произошло. Не так уж мало таких родителей, чей ребенок с первого же раза знакомится с полицией. Они не кривят душой, когда умоляют, чтобы им поверили: их ребенок никогда не курил, не пил, не принимал наркотиков, не был проституткой, не имел преступных наклонностей. Они готовы в доказательство дать голову на отсечение. Своего ребенка они не бросают, ибо живущая в согласии семья никогда не бросает родного человека на произвол судьбы. Они бросаются доказывать, что их ребенок из порядочной семьи и сам он порядочный. Это же всем известно. Всем известно, но никто не знает. Если бы они разбирались в самих себе, то знали бы и ребенка и не стали бы так говорить. Ребенок, растущий в семье, где царит чрезмерное согласие, поскольку родители боятся скандалов, не знает, что такое разногласия, ссоры. Он не боится ссор и потому не понимает, почему должен отказывать себе в удовлетворении собственных потребностей. Почему нельзя делать то, что ему хочется, если никому от этого вреда не будет? Почему он обязан делать то, что не нужно ни ему, ни его семье и что делается в угоду общественному мнению? Если он спрашивает, зачем нужно быть паинькой, когда хочется вкусить радостей жизни, на него обрушиваются с укоризной - как тебе не стыдно. Это ведь такой стыд, что даже среди домашних разговоры на эти темы ведутся шепотом. Ребенку не стыдно, но так как хорошему ребенку положено испытывать стыд, он и испытывает. Этого желают родители, и ребенок подчиняется. Благого пожелания или совета нельзя ослушаться. Если же ослушаешься, значит, ты действительно очень скверный ребенок. Проходит время, и все незначительные пробелы, возникающие при знакомстве с жизнью, суммируются в один большой, который ждет того часа, когда ребенок вырывается из среды, где его держат в суровой узде приличий. Посторонним нет до него дела, они не стыдят его и не бегут жаловаться родителям. Их замечания отскакивают от него, как от стенки горох. Чужих можно и не слушать, и он их не слушает, поскольку чувства притуплены. Поэтому даже самые смирные овечки под воздействием алкоголя и прочей отравы не способны сдерживать бушующих внутри себя страстей и становятся неуправляемыми. Молодой человек, попадающий в круговерть жизни и совершающий безобразные поступки, беззащитен перед собственными стрессами. Задним числом он, возможно, будет сгорать со стыда, но так и не сумеет объяснить, отчего так произошло. Он ничего не понимает и потому не способен испытывать раскаяние. Дети, которым доводилось испытывать жгучий стыд за безобразные сцены между родителями, умеют настолько подавлять свои эмоции, что не теряют интеллигентного облика даже под воздействием алкоголя. Им также хочется повеселиться в хорошей компании, однако незаметно для окружающих они очень точно дозируют потребление спиртного, чтобы веселье не перехлестнуло через край. Они желают ощущать себя хорошо и на следующий после вечеринки день и слышать в свой адрес похвалу, когда их сравнивают с кем-то из подгулявших приятелей. С внешней стороны никаких ограничений, никаких приказов либо запретов ни себе, ни другим. В действительности же абсолютное ощущение границ дозволенного и внутренний приказ всегда быть уравновешенным. Если такое здоровое отношение приветствуется, дети вырастают интеллигентными людьми, достойными своих интеллигентных родителей. Либо даже превосходят их. Например, в том смысле, что родители сражаются со своими болезнями, тогда как ребенку удается избежать хворей. К сожалению, наступает пора, когда форма приходит в противоречие с разросшимся содержанием. В этом случае истина выявляется в третьем поколении. Чем спокойнее были два предшествующих поколения, тем вероятнее, что первый же внук окажется полным нигилистом. Он протестует против всех и вся. Говорит одними отрицательными предложениями. Отвергает даже то, чего сильно желает. А если желаемого не получает, его возмущению нет предела. Если понаблюдать за ним спокойно со стороны, стараясь понять природу его протеста, обнаруживается, что ребенок не умеет разговаривать в утвердительной форме. Если бы бабушки с дедушками, а также родители научились говорить в том же духе, в доме наступил бы порядок. Поскольку одно сплошное отрицание действует всем на нервы, никто не удосуживается разобраться в сути дела, и ребенок превращается в исчадие ада, сводящее на нет все, что было достигнуто двумя предшествующими поколениями. Хорошие родители на пару с прародителями выходят из себя. Если вышедший из себя человек признался бы в том, что все вырвавшееся наружу сидело у него внутри, являлось его собственным, то он возблагодарил бы Бога и ребенка, который вывел его из себя. Обычно этого не признают, и виноватым оказывается ребенок. Согласие улетучивается, если кому-то из родителей вздумается вдруг защитить плохого ребенка, ощущая себя в некоторой степени виноватым. В создавшейся ситуации родителям хорошо бы обсудить собственные упущения. Если они этого не делают, возможны два варианта: ребенок единодушно разделывается под орех, отчего тяжело заболевает, либо родители ополчаются друг против друга, и ребенок, ощущая себя лишним, ищет, где бы ему приткнуться. Это неизбежно толкает его на аморальный путь либо на путь преступления. Даже в том случае, если кто-то из жалости и сострадания приютит его у себя. Стрессы следует не подавлять, а высвобождать. Чем чище душа, тем на душе покойнее. Душевный покой и радостное настроение соседствуют друг с другом. Разумная мера хорошего и плохого придает чувствам остроту, и мы не усыпляем себя знанием, будто все хорошо. Душевный покой предполагает доверие к себе, но никак не самоуверенность. Человек чувствует, что все меняется, поэтому нужно интересоваться жизнью, чтобы знать, как наставлять подрастающее поколение, чтобы оно вняло наставлениям. Ведь насильно ничему научить нельзя. Если учитель учит насильно, ученик не обучается. Свою ошибку он осознает задним числом. Посторонним до этого нет дела, зато должно быть важно для родителей. Душевный покой означает остроту восприятия. Душевное спокойствие означает притупление восприятия. Чем сильнее стремление к интеллигентности и согласию, тем старательнее подавляются эмоции, в результате чего человек становится таким нечувствительным, что его ничем не проймешь. Он перестает быть человеком, перестает развиваться и превращается в автомат. Жизнь учит, человек учится. Если учится. Учится познавать жизнь в себе и себя в жизни. Когда-нибудь, возможно, и научится. Одно лишь наличие знаний и их накопление не обеспечивает здоровья. Здоровье - это что-то иное. Лишь применение знаний на практике исправляет ошибки и возвращает здоровье. Это уже нечто новое. Признавая и высвобождая стрессы, Вы избавляетесь от стрессов. Вы свободны. Вы становитесь здоровым и счастливым. Становитесь Самоценной Личностью, лишенной эгоизма.

Рута: Live пишет: Если глагол описать существительным, станет понятее.Сконцентрироваться - значить напряжение , сосредоточиться - значит внимание. Я могу предположить, что тут еще издержки перевода. Я бы первое на свой язык перевела как - "мобилизоваться", а второе - "оцентрироваться".

Рута: Рута пишет: "оцентрироваться". отцентрироваться - опечаталась. И Лайв, спасибо, что цитату эту выложила, как раз собиралась ее поискать, она меня в свое время впечатлила и таким себе путеводителем работала какое-то время, счас хотелось свежим взглядом посмотреть - как восприятие изменилось. И к симпатической и парасимпатической - очень в точку, это то что нужно

Live: Рута , наздоровье , эта цитата мне тяжело даётся, слишком метафоричная) , я её чувствую ,а объяснить не могу. Хорошо вы с лушкой меня поднаправляете .

Рута: Ну вот я вчера подумала, что неплохо бы и мне какой-то вклад посильный внести, а то все потребляю только))), и нате вам - само приплыло -про дофамин, серотонин, надпочечники прочее. Все авторства Андрея Беловешкина: О павших от иерархических ран. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Именно поэтому, самыми частыми вопросами у выпившего низкорангового примата являются аспекты уважения, ранга, статуса. Алкоголь кратковременно увеличивает уровень дофамина и серотонина и начинается ранговое: «ты знаешь, кто я вообще?», «ты меня уважаешь?», «ты кто такой?» и т.п. Впрочем, сейчас мы не об этом, а о свертываемости крови. Очень частая причина смерти молодых мужчин – это сердечно-сосудистые болезни. Более того, мужчины в возрасте от 25 до 50 лет сталкиваются «инфарктами молодых» в 50 раз чаще женщин такого же возраста. Борьба за статус и сопровождающий ее стресс являются причинами выраженных изменений свертываемости крови, которые могут спровоцировать сердечный приступ. Итак, начинается конкуренция, возникают группировки, увеличивается стресс. У участников растет кортизол, тестостерон, падает серотонин. Все становятся агрессивными, активными, возможно чуть более накачанными. Из-за низкого серотонина и высокого дофамина уровень агрессии и злости растет, увеличивается тревожность и импульсивность. Здесь возможна «ранняя смерть», спровоцированная стрессовой гиперкоагуляцией, ее усиливает адреналин. После нескольких стычек проигравшие начинают приспосабливаться, ведь принятие низкого статуса – это важный фактор успеха группы. При этом у них падает уровень тестостерона, дофамина и несколько увеличивается серотонин. Высокий серотонин позволяет стерпеть низкий статус, а кроме этого и залечить раны, так как серотонин существенно усиливает свертываемость крови. Эдакая адаптация к ранам и царапинам, которые будешь получать тем чаще, чем ниже твой статус. Исследования показали, что свертываемость крови связана со статусом: в исследованиях свертываемость крови у низких чинов намного выше нормы, а у высших госслужащих она на нормальном уровне. Подобное хроническое повышение свертывания у проигравших в иерархических войнах может привести к «поздней смерти». И только довольные альфачи сохраняют высокий серотонин и дофамин одновременно, а также высокий тестостерон. Есть еще один замечательный вариант – не участвовать в иерархических гонках в другими, а играть с самим собой. О, это намного полезнее для здоровья и свертываемость крови: когда ты сегодняшний превзошел себя вчерашнего. О простом способе уменьшения хронического стресса и правильного развития мозга у детей. Один из важных и универсальных факторов хронического стресса – это плотность населения. Мы можем убеждать себя, что люди вокруг не влияют на нас, но чужие лица, скученность, запахи, эмоции – сильно действуют на гормональную систему. У большинства млекопитающих при увеличении плотности популяции запускаются стандартные стресс-реакции. Действие «фактора плотности популяции» (перенаселения) во всех изученных случаях, у различных птиц и млекопитающих, одинаково. При возрастании плотности и повышенной частоте контактов между особями возникает стрессовое состояние, уменьшающее рождаемость и повышающее смертность. Для животных установлена зависимость веса надпочечников (вырабатывающих кортизол и адреналин) от изменения плотности естественных популяций. Например, скученность мышей в клетке в течение трех недель приводит к 30%-ному увеличению площади поперечного сечения коркового слоя надпочечников и к 80% -ному увеличению площади мозгового слоя. Также это приводит к повышению плотности гипофиза и снижению активности половых желез. Данный гормональный эффект группы тем слабее, чем выше иерархический ранг животного и чем стабильнее иерархия. Если говорить о цифрах, то сгласно данным нью-йоркской полиции, число преступлений в небоскребах увеличивается почти пропорционально их высоте. Если в трёхэтажных домах совершается 8,8 преступления на тысячу жителей, то в шестнадцатиэтажных – до 20,2. Также горожане гораздо чаще страдают всевозможными нарушениями психики, например тревожным неврозом и аффективным расстройством. Научно доказана связь активности миндалины и плотности населения. Чем в более крупном населенном пункте живет человек, тем сильнее активируется у него миндалина в ответ на стресс. Отметим, что для здоровой психики важнее не жить все время, а вырасти в деревне, так как детский возраст является критическим для нейрогенеза. Почитать на досуге: City living and urban upbringing affect neural social stress processing in humans. // Nature. 2011. V. 474. P. 498–501. У подростков с 10 лет начинается перестройка дофаминовой системы мозга, которая приводит к снижению плотности дофаминовых D2 рецепторов в стриатуме (полосатом теле) и префронтальной коре головного мозга. Поэтому для переходного возраста часто и характерны неудовлетворенность, сниженное настроение и зачастую – склонность к нездоровому риску, особенно среди сверстников. Но по мере развития мозга к 22-25 годам эти явления исчезают. Но у взрослых тоже может развиться подобная перестройка мозга, но уже по иным причинам. Хронический стресс, выгорание, длительные зависимости приводят к формированию синдрома недостатка вознаграждения (sуndrome reward-deficiency), который имеет такую же нейробиологическую базу - низкую плотность дофаминовых D2 рецепторов в полосатом теле. Поэтому в народе и говорят – «сдетинился», т.е. стал вести себя как подросток, импульсивно, гиперрационально, с дефицитом награды, зависимо от мнения окружающих, активно используя рискованное поведение. Однако с риском, как и с другими дофаминовыми стимуляторами, действуют те же законы: нужен рост дозы, поэтому умеренные риски могут легко перерасти в негативные. Легко стать "адреналиновым наркоманом" и не заметить этого. Рискуйте с умом в прямом и переносном смысле и не впадайте в зависимость от риска! Подробнее по ссылке: http://www.beloveshkin.com/2017/08/blog-post.html

Live: Дефицит награды..как мне понравилось это сочитание слов вот прям, где-то,чё-то зацепилось.

Live: Дофамин , красавчик)). Человек имеет свой базовый уровень дофамина , ,,коридор нормы,, по ЛВ, подходит под описание уравновешенного дофамина , не большие волны в течении дня ,от минуса к плюсу , спокойный прилив-отлив. Если ,,отлив,, случается резким скачком ,то вернуться к базовому уровню дофамин может только через резкое повышение(понижение регулируется также). Дофамин- гормон удовольствия, вызывает привыкание , продуктивная фаза (прилив) и негативная (отлив) связанные как качели. Восторженность сменяет депрессию и в обратном порядке. Это если без алкоголя,никотина и наркотиков которые повышают резкий выброс дофамина . Так же уход в иллюзии как повышенная стимуляция центров вознаграждения и выработки дофамина.

Рута: Вот тебе еще порция дофамина)), и подпишусь здесь под каждым словом, опытно-чувствовательным путем пришла ко всему нижеизложенному и теперь рада, что нашла это так хорошо сформулированным: Предметы на столе и работоспособность. Предметы, лежащие возле нас, помогают или мешают нам работать. А также есть, думать и многое другое. Так, блестящие глянцевые поверхности в помещении, особенно подвижные, могут вызвать зрительное утомление. Это происходит из-за того, что ваш нужно неосознанно приложить усилие для сохранения внимания, несмотря на визуальный стимул. А многие другие предметы работают через дофаминовую систему. Так, в исследовании Brain Drain: The Mere Presence of One’s Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity авторы установили, что в присутствии смартфонов люди демонстрируют в тестах сниженные когнитивные способности. Установлено, что лучше всех тесты прошли те, чьи смартфоны лежали в другой комнате; чуть хуже оказались результаты у тех, чей телефон лежали в кармане и сумке. Самые низкие показатели были у тех, кого смартфоны лежали в поле зрения. Почему это так? Дело в том, что в присутствии искушения мозг даже неосознанно тратит часть усилий на противодействие искушению, уменьшая доступные ресурсы. Точно так же работают любые дофаминовые стимуляторы, попадающие в поле зрения (эротические изображения, конфеты и др.). Недавно в одном банке видел блюдце с «бесплатными» конфетами у кредитного столика – кто-то явно в теме. Что делать? Наши предки знали мощные способы контроля дофамина. Так, они часто держали на рабочем столе человеческий череп для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Это ванитас (vanitas, букв. — «суета, тщеславие») – целый стиль живописи. Напоминание о неприятном снижает уровень дофамина, что увеличивает рассудительность и осторожность. А снижение уровня дофамина увеличивает чувствительность к нему мозга. Можно выбрать и минималистичный вариант рабочего стола. В общем, совет такой - выбирайте рабочее окружение в зависимости от текущих задач: дофаминовые стимуляторы для креативности и мрачноватая аскеза для концентрации внимания. Главное – сохранить устойчивость в дофаминовом серфинге!

Live: Рута пишет: Дело в том, что в присутствии искушения мозг даже неосознанно тратит часть усилий на противодействие искушению, уменьшая доступные ресурсы. да,уменьшает дофаминовые рецепторы ,защищая клетки от перенапряжения.

Live: Про котиков и грабли) Давайте представим двух людей одинакового веса и роста. У обоих в мозге 40.000 дофаминовых рецепторов (условных), но чувствительность их разная. У одного человека в чувствительность рецепторов снижена в 10 раз, а у другого – нормальная. Оба человека видят одно и тоже приятное зрелище, скажем милого котика. Это событие вызывает выработку, скажем, одной 10.000 молекул дофамина, т.е. уровень дофамина у обоих одинаковый. Но какое восприятие этого события? В этом случае у первого человека удовлетворение на 25%, а у другого — на 2,5%. Первый человек сфокусируется на том, какой котик милый. А второй подумает: котик милый. но у него токсоплазмоз и вообще он умирает на улице голодной смертью. И с каждым таким событием, первый человек будет считать, что его день удался, а второй? Второй будет, конечно, недоволен днем. Сниженный уровень дофамина снижает нашу возможность замечать «награждения» -что-то положительное и повышает чувствительность к тревожному, к «угрожающему». На протяжении своей жизни первый человек почти никогда не будет страдать от неудовлетворенности собой, но и у него будет мало стимулов к личному развитию. Он будет доволен, если просто сыт, одет по погоде и т.д. Ему почти никогда не захочется что-то изменять к лучшему в себе или в жизни. Но этот человек для общества потребления не выгоден: его очень трудно заставить покупать что-то и менять что-то. Второй человек обязательно будет чем-то недоволен. Он всегда может стремиться к тому, чтобы что-то исправить к лучшему, но это не будет приносить ему удовольствия. И вероятно, что такой человек будет искать сильные стимуляторы, чтобы выработать 40.000 молекул дофамина, и у него высокий риск наркомании. Второй важный момент связан не с приятными моментами, а с проблемами. Если первый человек облажается и у него упадет выработка дофамина (скажем на 20.000 молекул), то он почувствует себя хуже на 50%. И это заставит его избегать неприятной ситуации в будущем, т.е. учится на ошибках. А вот у второго человека самочувствие снизится всего на 5%. Т.е. такого снижения явно недостаточно, чтобы он сделал выводы. Германские нейробиологи предположили, что, возможно, недостаток дофаминовых рецепторов снижает способность людей учиться на собственных ошибках, то есть делать правильные выводы из негативного опыта и не повторять поступков, которые привели к дурным последствиям (Klein et al., 2007). В целом полученные результаты говорят о том, что нормальная работа дофаминовых систем головного мозга необходима для того, чтобы человек мог эффективно учиться на своих ошибках. Нарушение работы дофаминовых нейронов (например, из-за недостатка дофаминовых рецепторов, как у носителей аллеля A1) может приводить к игнорированию негативного опыта. Человек попросту перестает реагировать на отрицательные последствия своих поступков и поэтому может раз за разом наступать на те же грабли.»

Рута: Вот - еще про дофамин, про "воинов" и "профессоров-паникеров" - как важно понимать свой генотип, чтобы понимать как "лечиться" от стресса. https://www.youtube.com/watch?time_continue=307&v=LY9Zg_ob6CY



полная версия страницы