Форум » Разговоры за жизнь 2011-2014 » Восприятие » Ответить

Восприятие

Мадам: Всем приветики! Очень часто на форуме задают одни и те же вопросы по поводу прощения людей, ситуаций и т.д. Опять же часто постоянные участники отвечают, что прощать некого и т.д. В основе всех стрессов находится именно восприятие ситуации, человека и т.д. Чтобы еще раз не переписывать одно и тоже, хочу привести хорошую статью очень подробно рассматривающую восприятие. [quote]Что необходимо знать о восприятии Что влияет на наше восприятие и какие существуют основные способы изменения восприятия? Что влияет на наше восприятие и к чему это приводит. 1. На восприятие влияет выборка информации. Если внимательно пронаблюдать за тем, как мы воспринимаем какое-то событие или человека, мы можем заметить, что из всего потока информации, мы обращаем внимание только на малую (понятную) ее часть и на основе этой малой части создаем свою субъективную картину события или образ человека. Для примера предположим, что какой-то наш знакомый не выполнил данное им обещание. Не вдаваясь в подробности, по какой причине это получилось, мы отмечаем для себя конкретный факт и на основе этого факта выстраиваем отношение к человеку как к необязательному. Вполне может этот человек оказаться необязательным, а может это был всего единичный случай, но по одному факту мы уже вынесли «приговор». Ошибка, совершенная им значительно повлияет на характер отношений вообще. Человек один раз опоздал, а мы уже присваиваем ему ярлык «не обязательный» и, исходя из этого ярлыка, строим с ним отношения. Вам доводилось сталкиваться с тем, когда на основе одного какого-то поступка партнер выносил вердикт «ты всегда…»? Это из той же серии, когда выбирается одиночный случай и переводится в разряд «всегда». Подобным же образом мы вытаскиваем «удобную» для нас информацию и на основе этого создаем свое мнение. Метаморфозы нашего восприятия заводят нас в полную уверенность, что наша интерпретация факта наиболее полно отражает действительность, и уже на этой уверенности мы строим взаимодействие, которое может оказаться не эффективным, так как другой человек тоже будет уверен, что его интерпретация, отличная от нашей, наиболее полно отражает действительность. В такой ситуации очень трудно найти общий язык, так как каждый будет отталкиваться от своей «правды». (http://o-vni2.blogspot.com/2012/01/blog-post_27.html) 2. На восприятие влияют чувства, вызванные ситуацией или людьми. Зарисовка «Многие ситуации воспринимаются мной с раздражением, потому что имеют для меня совсем не то значение (я им придаю), какое есть на самом деле. Пример: мама спрашивает в разговоре: «Деньги-то есть? не надо?» (имеется в виду одолжить). У меня тут же возникает реакция - раздражение. Его причина в том, что, как мне кажется, она отрицает мою само- и состоятельность в денежном вопросе, в планировании собственного бюджета и т.д. и т.п. Я увидела эту ситуацию с другой стороны: ну а, по сути, что такого? Ведь у большинства мамы спрашивают, есть ли деньги, или еще что-то, не зависимо от возраста, дохода и пр. Спрашивают не чтобы проконтролировать, взять под свой контроль, не для того, чтобы все знать, а потому, что просто переживают, волнуются, просто спрашивают на случай «а вдруг нет и сама не попрошу». Если так посмотреть на эту ситуацию, то тогда действительно мое раздражение выглядит как раз нелепо, и у мамы может вызвать реакцию, обратную предполагаемой. То есть, меня раздражают такие вопросы, и своим раздражением я достаточно ясно даю понять, что больше их задавать не надо, а получается наоборот, если есть раздражение на такой вопрос – значит, за ним я прячу то, что тема актуальна, вот он и задается с периодичностью». Из примера хорошо видно, что восприятие – это активный процесс, в котором задействованы наши чувства, вызванные ситуацией или людьми, и напрямую зависят от наших представлений о реальности. Выбрав определенное чувство к ситуации или к человеку, мы окрашиваем в него любое наше взаимодействие с человеком или отношение к подобным ситуациям. 3. На восприятие влияют наши потребности, интересы и ограничения. Процесс восприятия имеет личностную основу. Опираясь на зарисовку – если участница курса не вполне уверена в своей самостоятельности, то она и воспринимает, что именно на это ей и указывают. Другими словами, мы будем «слышать» то, что нас в данный момент больше всего волнует, т.е. восприятие основывается на наших интересах, потребностях и ограничениях. Если мы себе что-то запрещаем, то нас будет возмущать в других, если они себе это разрешают. Если мы встретим человека, интересы которого схожи с нашими, то мы скорее всего вынесем этому человеку положительную оценку. Так же и с потребностями. Если человек удовлетворяет наши потребности, мы будем хорошо к нему относиться. Если не удовлетворяет наши потребности, то будем осуждать. И дальнейшее взаимодействие будет восприниматься как желание «зацепить» нас, «вогнать в негатив» и т.п., что не способствует нормальным человеческим отношениям. 4. На восприятие влияет наш личный опыт. Часто при восприятии другого человека, мы отталкиваемся от того, что считаем людей похожими и имеющими один и тот же опыт. Это наше представление ведет к ожиданиям, требованиям, обидам, обвинениям, осуждениям, непониманию. Предположим, у нас есть какой-то свой личный опыт решения проблемы и, сталкиваясь с людьми, у которых схожие проблемы, но не решенные, мы невольно начинаем их осуждать. А когда есть обвинение, осуждение, не проговоренные обиды и требования, возможно ли эффективное взаимодействие? Зарисовка: Я заметила, что смотрю надменно на полных людей. Считаю их ленивыми и слабыми. Мол, что ленятся заняться собой и объедаются от того, что с жизнью своей не могут справиться и заедают проблемы. Еще и глупыми их считаю, что, мол, ума не хватает найти другое решение для своих проблем и не заедать, или ума не хватает, чтобы увидеть, что они с собой творят. Себя соответственно считаю лучше. И умнее, и сильнее. У меня ж лишнего веса-то «всего» 10 кг и то он недавно появился, а так была всегда стройная и подтянутая. Мы не можем знать всех тонкостей – почему человек имеет лишний вес, но однозначно осуждая его, допускаем серьезную ошибку восприятия человека в целом, да еще основанную на сравнении с собой или с другими людьми. Есть опыт – «заедая» проблему, человек полнеет, соответственно восприятие полных людей, людей с проблемами, не желающих их решать, неприятие их, высказывание претензий или внутреннее осуждение. И так с любой решенной внутри нас проблемой. Мы-то решили, что все люди похожи и имеют одинаковый опыт, только не хотят решать свою проблему. Зарисовка. У меня есть ожидание, что нашему приезду родственники мужа должны быть очень рады. Это ожидание связано с нашими семейными традициями - у нас всегда гость на первом месте, соответственно, чтобы при встрече выйти поздороваться между прочим, или не накрыть на стол - об этом не может быть и речи. В семье мужа традиции другие (при этом я не считаю, что нам НЕ рады). Каждый раз разочаровываюсь, когда встречи проходят не так. И создается впечатление, что нам особо не рады. Или еще пример: Молодая семья. Жена имеет опыт из своей семьи того, что мужчина (в данном случае ее отец) полностью берет на себя обеспечение семьи, а мать занималась домом и детьми. В семье мужа родители одинаково занимались материальным обеспечением, домом и детьми, не деля на мужские и женские обязанности. Для мужа естественно, когда работают и зарабатывают оба и оба же занимаются домом и детьми, а для жены - нет. Жена ожидает от мужа такого же поведения, как и от своего отца, но не получает его и начинает упрекать мужа, что он не обеспечивает семью. Упрек мужу совершенно не понятен, и он начинает упрекать жену в необоснованности ее требований, перечисляя все, что он делает для семьи. Так, на основании своего опыта мы строим свое восприятие и считаем его единственно верным и не пытаемся понять другую половину. Спасти подобную ситуацию может только откровенный разговор об ожиданиях и поиски совместного решения, а не настаивание на своей позиции. 5. На восприятие влияют наши ярко выраженные черты характера. Иногда мы пользуемся проекциями, приписывая другому черты, присущие нам самим, но которые у человека могут отсутствовать. Например, если мы никогда не позволяем себе повысить голос на незнакомого человека, то невольно симпатичному для нас человеку мы тоже припишем это качество. Если же мы упрямы или подозрительны, то будем именно эти качества замечать в других и т.п. Подобные явления еще называют «принцип отзеркаливания». 6. На восприятие влияет авторитет. Замечали ли вы, что ваше восприятие легко может поменяться, если какая-либо информация о событии или человеке исходит из значимого источника информации? Если мы услышим какие-то доводы от авторитетов, то, скорее всего, мы поверим им. Почему? Потому что мы обратим свое внимание только на те суждения, которые нам понятны и легко принимаются нашим сознанием. Или мы не владеем информацией и просто берем на веру, как исходящие от значимых для нас людей. Если же мы более осведомлены о ситуации или о человеке, то мы оказываемся более избирательны в восприятии информации от авторитетов. Мы рассмотрели только основные факторы, которые влияют на восприятие и как наше субъективное восприятие влияет на отношения и взаимодействия и на наше общее психическое состояние. Если мы основываемся только на своих первых восприятиях, не пытаемся узнать человека глубже, понять причину его поступков, понять его восприятие на какую-то ситуацию и чем оно вызвано, то мы делаем выбор взаимодействовать не с конкретным человеком, а с образом этого человека, который мы создали на основе наших восприятий. А если мы общаемся с придуманным нами образом, а не с конкретным человеком, то о каком взаимопонимании и эффективном общении вообще может идти речь? Образ придумали мы, человек может быть с этим образом не согласен, сопротивление и разногласия обеспечены. Более того, если мы на одном-двух примерах убедились, что созданный нами образ соответствует действительности, то у нас никогда не появится желание узнать человека, так как мы уже сделали свое заключение «что это за человек». И на это заключение зачастую очень сложно повлиять. При этом часто какое-то неблагоприятное впечатление об одном качестве человека переносится на все его другие качества. Вердикт подписан, человека из своей жизни исключили. Все наши ошибки в оценке ситуаций и в межличностных отношениях происходят потому, что мы не объективно воспринимаем друг друга, и не отдаем себе в этом отчета. Мы всегда выносим отрицательную оценку, если проблема или действия другого нам не понятны. Но если мы заинтересованы в том, чтобы общение нас удовлетворяло, то не стоит идти на поводу у нашего восприятия, а лучше разобраться в ситуации и глубже узнать человека, чтобы определить, что же происходит в реальности и не наказывать другого за ошибки осуждением и себя одиночеством. Возьмите за аксиому, что не всегда наше восприятие человека или события, основанное на перечисленных пунктах, отражает реальную картину. Способность видеть реальную картину зависит от умения слушать и слышать другого и от глубины нашего восприятия. Если мы это понимаем, то мы можем помочь себе более точно выстроить свое отношение к человеку или к ситуации. Способы работы с восприятием. 1. Рассмотрите альтернативы. Большинство наших оценок субъективны. И первое, что необходимо для расширения своего восприятия, признать это. Второе – рассмотреть все возможные альтернативы восприятия. Для этого запишите их и рассмотрите каждую в отдельности. 2. Посмотрите с разных сторон. То, как мы думаем о чем-то, неизбежно формирует наше состояние. Представьте себя разными участниками события и посмотрите с разных сторон и позиций. 3. Отделите причину от следствия. Мы часто путаем причину и следствие. Определите – что есть причина, а что – следствие, рассмотрев конкретный поступок или событие и отделите одно от другого. 4. Увеличьте размер выборки. Никогда не судите о человеке по одному факту. Вспомните разные ситуации, как подтверждающие, так и отрицающие вашу оценку. И только на основании большего размера выборки делайте свой вывод. 5. Определите свое состояние. Прежде чем поддаться своему первому восприятию, определите свое состояние. Если вы раздражены, расстроены чем-то, то сначала дайте себе время успокоиться. Обратите внимание, не настроены ли вы заранее на негатив, чтобы не поддаться сиюминутным порывам (навешиванием ярлыков). 6. Чему учит ситуация? Вместо того чтобы дать оценку ситуации или человеку через свое восприятие, задумайтесь, чему учит вас эта ситуация. 7. Определите выгоды и затраты. Когда мы выдаем какую-то реакцию, у нас не всегда остается возможность в дальнейшем изменить ситуацию. Задумайтесь, насколько лично вам выгодно ваше восприятие и какие затраты в дальнейшем вы можете понести, если будете от него отталкиваться. 8. Примите ответственность за свое восприятие. Обоснуйте свое восприятие, а дальше представьте, что вам придется отвечать за его последствия. 9. Время «созреть». Если вы импульсивны и получаете сиюминутное удовольствие, когда срываетесь на человеке, а через какое-то время жалеете об этом, то всегда перед тем как вынести вердикт задавайте себе вопрос: «Как я восприму это свое решение завтра?» Отвечая на этот вопрос, вы поможете себе отличать сиюминутную, ближайшую выгоду от завтрашней, отдаленной. Если вы определите, что ваш порыв сиюминутный, то дайте себе время «созреть» для восприятия. 10. Определение главного. Отталкиваясь от факта, исключите слухи и домыслы, посмотрите на ситуацию со стороны и определите главное в этом факте. Выберете любой или несколько приемлемых для вас способов и поработайте со своим восприятием. Удачи вам в эффективных межличностных отношениях! Если вы, читая статью, отметите про себя, что это все вам известно, то ответьте на вопрос: На каком уровне это вам известно? На уроне информации или на уровне навыка? С уважением, Татьяна Ушакова. [/quote] http://digest.subscribe.ru/style/mystery/n910852402.html

Ответов - 8

Скорпи: Мадам пишет: На каком уровне это вам известно? На уроне информации или на уровне навыка? Ага. Как только человек говорит - я это знаю -все - пи@@ец, дальше хода нет, там стоит блок. И с этой точки зрения (где стоит цель - увеличения объема знаний) вредны все книги, лекции по духовному развитию. Типа знаний наберусь, поумнею - заживу спокойно и счастливо. Работать надо! Что и говорить....

Constanta: 1. Рассмотрите альтернативы. Большинство наших оценок субъективны. И первое, что необходимо для расширения своего восприятия, признать это. Второе – рассмотреть все возможные альтернативы восприятия. Для этого запишите их и рассмотрите каждую в отдельности. Согласна с тем, что субъективны. Но тот, кто это понимает, уже начинает иначе воспринимать информацию. А кто не понимает, вряд ли сможет найти альтернативу. Ниже поясню, почему. 2. Посмотрите с разных сторон. То, как мы думаем о чем-то, неизбежно формирует наше состояние. Представьте себя разными участниками события и посмотрите с разных сторон и позиций. Поясняю. Если у человека травма униженного или отверженного и т.п. по списку травм, то и думать он будет за других участников, как за отверженных и униженных: то есть за других, но с позиции самого себя, своей травмы. И пока в нас куча травм, страхов и стрессов, мы и других будет слышать, видеть и оценвать только через спектр этих стрессов и никак не по другому. По другому просто не получится. Мне кажется, что это даже не проконтролировать. Отталкиваясь от факта, исключите слухи и домыслы, посмотрите на ситуацию со стороны и определите главное в этом факте. В идеале это было бы неплохо, но как отличить слухи и домыслы от информации? Да, удивительно, как мы все сосуществуем, ведь имея два уха и два глаза, слышим и видим только то, что хотим. Или то, что можем.

Мадам: Constanta пишет: В идеале это было бы неплохо, но как отличить слухи и домыслы от информации? Скорпи пишет: Ага. Как только человек говорит - я это знаю -все - пи@@ец, дальше хода нет, там стоит блок. Для себя я выработала пару вопросов, чтобы понять на что я опираюсь в каком либо решении. Например: 1) Получила информацию 2) Почему я думаю, что это так? 3) Из какого источника информации я узнала, что это так либо не так. 4) Возможный вариант источника информации , того источника информации, на который я опираюсь. Как пример: Прочитала любовный роман, сразу захотелось послать мужа подальше и искать себе благородного принца. Механизм.: Ощутила желание послать мужа подальше по своему обиженному состоянию либо уже как злобную реакцию мужа на мою злобную реакцию на него (зеркало), если не отловила его раньше в своих мыслях. Размышляю с какого момента у меня началась эта злоба. Вспоминаю, что читала любовный роман, сравнила со своей реальной жизнью. значит источник информации - любовный роман. Читаю биографию автора, написавшего этот источник информации и чаще всего понимаю, что отношения в любовном романе между мужчиной и женщиной , выдуманы автором лил покрасивше сказать - богатая фантазия автора. Понимаю, что опираться в сравнении реальной жизни и чьей-то ( пусть и суперской) фантазии просто глупо. Вопрос злобы и обиды снимается сам собой.


Constanta: Мадам, спасибо за пример - для меня это источник информации заслуживающий доверия.

Мадам: Constanta пишет: Мадам, спасибо за пример - для меня это источник информации заслуживающий доверия. А еще лучше проверить и меня как источник информации, а именно: 1) прочитать самый лучший любовный роман или посмотреть кино о красивой истории любви. 2) после прочтения посмотреть на своего мужа ( особенно в будничном состоянии) и зафиксировать первое чувство (мысль) которое пришла и сразу все станет понятно

Constanta: Мадам пишет: еще лучше проверить и меня как источник информации, а именно: 1) прочитать самый лучший любовный роман или посмотреть кино о красивой истории любви. 2) после прочтения посмотреть на своего мужа ( особенно в будничном состоянии) и зафиксировать первое чувство (мысль) которое пришла и сразу все станет понятно У меня так было. Один в один. Только я тогда сделала выводы "в неправильности" мужа. А достоверность информации, т.е любовный роман, а еще точнее - фантазию автора, под сомнение не поставила.

Мадам: Constanta пишет: А достоверность информации, т.е любовный роман, а еще точнее - фантазию автора, под сомнение не поставила. Вот оно какое интересное ВОСПРИЯТИЕ Это еще ничего, а вот если еще кто-то что-то расскажет за какого-то человека на основании слов еще какого-то человека и каждый наложит СВОЕ восприятие ... тогда вообще интересный компот получается. Не много пошлый анекдот, но в тему КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ СЛУХИ. Пушкин с женой поехал гулять в поле... Приехали на карете, вышли, идут, держатся за руку - гуляют, значит... Травка зелёная, птички поют, цветы цветут красота... Тут внезапно жена подвернула ногу - и упала. Пушкин её бережно поднял на руки, донёс до кареты, сел и уехал... Кто-то это увидел, рассказывает другу: - Знаешь поэта Пушкина? Приехал с женой в поле гулять. Шли-шли, жена - хрен знает - пьяная была, что ли - взяла и упала! Прикинь! Он её поднял - дотащил до кареты, сел и уехал! Второй - третьему: - Знаешь этого поэта, Пушкина? Приехал с женой в поле гулять. Жена - пьяная в хлам... Шла, шла, спотыкалась - потом взяла и нае*нулась! Он её взял, допёр до кареты - и увёз... Третий - четвертому: - Знаешь этого поэта... Ну как же его... Пушкин, по-моему... Приехал с женой в поле гулять. Жена - в говно, да он и сам датый - шли-шли, спотыкались, в конце концов жена взяла и в лужу е*нулась... Он её еле-еле допёр до кареты, погрузил и уехал... Четвертый - пятому: - Этот поэт... То ли Пушкин, то ли Лермонтов, не помню... Короче, приехал с женой в поле гулять. Оба в говно! Шли-шли, спотыкались-спотыкались - в конце концов жена взяла и пи*данулась в грязную лужу... Он её вытаскивал-вытаскивал, сам падал - потом взял за ноги, дотащил до кареты - сел и уехал... Седьмой - восьмому: - Какой-то поэт... Не помню - то ли Пушкин, то ли Лермонтов, то ли Некрасов... Ну, в общем, приехали гулять в поле... Поэт - пьяный в слюни, жена вообще лыка не вяжет... Шли-шли, падали-падали, в конце концов упали в грязную лужу... Барахтались там часа два - потом доползли до кареты и уехали... Одиннадцатый - двенадцатому: - Представляешь, что тут недавно один поэт исполнил... Приехал с женой в поле гулять. Оба пьяные в мертвечину... Шли-шли, падали всё время, в конце концов упали в лужу, тр*хнулись, потом уползли в карету, сели и уехали... Пятнадцатый - шестнадцатому: - Какой-то поэт нажрался, снял ш*юху, привёз её в поле и тр*хнул в грязи... Сто двадцать пятый - сто двадцать шестому: - Иду вчера по Невскому, смотрю - сидит на столбе Гоголь - и дрочит...

Мадам: Constanta пишет: Поясняю. Если у человека травма униженного или отверженного и т.п. по списку травм, то и думать он будет за других участников, как за отверженных и униженных: то есть за других, но с позиции самого себя, своей травмы. И пока в нас куча травм, страхов и стрессов, мы и других будет слышать, видеть и оценвать только через спектр этих стрессов и никак не по другому. По другому просто не получится. Мне кажется, что это даже не проконтролировать. Согласна , что человек не занимающийся самопознанием не сможет отличить свою проекцию от реальности. Но... на каком-то этапе самопознания начинают приходить понимание , что есть мои мысли, травмы, страхи, а есть Я. И Я - это я, а не травмы, страхи и т.д. Вот тогда эта статья пригодится. Если ассоциировать эту информацию о восприятии с компьютерной игрой, значит уже перешел на второй уровень



полная версия страницы