Форум » За дверьми форума » Посидим поокаем (новая) (продолжение) » Ответить

Посидим поокаем (новая) (продолжение)

Андреа: Приглашаю всех к общению по душам.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Андреа: Андреа пишет: Всё бряхня. Реальность никто не знает. И Автор сам раб и "ребенок" этого мира. Как он видит мир -- не истинная реальность, ибо его реальность мира -- та, которой он наделил ее. Трансцендировал свое собственное кредо, свою систему ценностей или верований. ---> Автор пишет: Большинство человеческих существ перестаёт развиваться в возрасте десяти-двенадцати лет. Средний семидесятилетний человек это зачастую десятилетний ребёнок с шестьюдесятью годами службы в одном звании. Все наши общества состоят из «людей-детей», они существуют для них и созданы ими, что объясняет вечно самосохраняющуюся природу этой отвратительной болезни, а так же большинство глупости в мире. Каждый "застывает" в своём возрасте, кто в 12 лет, кто в 25, кто в 35 и т.д. Есть 10-12-летние "старички". А есть 60-летние "дети". И видение Автора этих строк не панацея от всех болезней, "во что поверим=то и увидим". *** Трансцендирование относится к высшим и в максимальной степени включающим, или холистическим, уровням человеческого сознания, поведения и отношения – как к цели, а не средству – к себе, к значимым другим, к людям вообще, к другим видам, к природе и к космосу. (Здесь имеется в виду холизм в смысле иерархической интеграции. Предполагается также изоморфизм познавательного и ценностного.) Часть VII. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ 21. РАЗЛИЧНЫЕ СМЫСЛЫ ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЯ 1. Трансцендирование в смысле утраты самоосознания, самонаблюдения, как при подростковой деперсонализации. Это тот же вид самозабвения, как и то, что приходит при поглощенности чем-то, очарованности, сосредоточенности. Медитация или сосредоточение на чем-либо вне собственной психики может порождать самозабвение и, следовательно, утрату самоосознания и в этом конкретном смысле – трансцендирование, выход за пределы сознательного Я. 2.Трансцендирование в метапсихологическом смысле преодоления своей телесности, в частности, при отождествлении с бытийными ценностями, так что они становятся внутренними по отношению к Я. 3.Трансцендирование времени. Например, мне наскучила академическая церемония, в которой я участвую, и я чувствую себя несколько смешным в шляпе и мантии. Но внезапно я начинаю ощущать себя не утомленным и раздраженным человеком, находящимся в данный момент в определенном месте, а неким символом, действующим под знаком вечности. В моем воображении возникает академическая процессия, протянувшаяся из прошлого в будущее далеко-далеко, гораздо дальше, чем я могу видеть. Во главе ее находится Сократ, и многие люди предшествовавших поколений участвуют в ней, а я – последователь и продолжатель всех великих академиков, профессоров и интеллектуалов. И я вижу также процессию, продолжающуюся за мной в неясную, туманную бесконечность, где места в процессии займут еще не родившиеся пока люди, которые станут интеллектуалами, учеными и философами. И я ощущаю приятную дрожь, испытываю большую гордость, что участвую в этой процессии, горжусь своим одеянием и собой как человеком, причастным к великому делу. То есть я стал символом; я нечто вне своей телесности. Я стал не просто индивидом, но "ролью" вечного учителя, платоновской идеей учителя. Трансцендирование времени имеет место и в другом смысле, а именно, я могу дружески общаться, очень лично и эмоционально, со Спинозой, Авраамом Линкольном, Томасом Джефферсоном, Уильямом Джеймсом, Альфредом Н.Уайтхедом и т.д., как если бы они были живы. Тем самым можно сказать, что в определенном смысле они действительно живы. И еще в одном смысле можно преодолеть время, а именно – трудясь ради еще не родившихся правнуков и других потомков. Именно в этом смысле А.Уилис в романе "Искатель" (Wheelis, 1960) заставил своего героя на пороге смерти думать о том, что лучшее, что он мог сделать, было бы посадить деревья для будущих поколений. 4. Трансцендирование культуры. В некотором смысле самоактуализирующийся человек, и тем более трансцендирующий себя самоактуализирующийся человек, – это универсальный человек. Он представитель человеческого рода. Его корни в определенной культуре, но он поднимается над ней; о нем можно сказать, что он в разных отношениях независим от нее и смотрит на нее с высоты, может быть, подобно дереву, корни которого в почве, а ветви простерлись ввысь и неспособны взглянуть на почву, в которую углубились корни. Я писал о сопротивлении самоактуализирующейся личности ее поглощению культурой. Такая личность может исследовать свою культуру, в которой находятся ее корни, отстраненным и объективным образом. Это аналогично процессу, имеющему место в психотерапии, когда человек одновременно переживает нечто и наблюдает за собственным переживанием своего рода критическим, или редакторским, или отстраненным, или удаленным взглядом; при этом он может критиковать такое переживание, одобрять или не одобрять его, устанавливать над ним контроль и, следовательно, сохранять возможность его изменения. Сознательно принятая установка по отношению к своей культуре и ее частям резко отличается от бездумного и слепого, бессознательного и безраздельного отождествления с ней. 5.Трансцендирование своего прошлого. Возможны две установки по отношению к своему прошлому. Одну из них можно назвать трансцендирующей. Следующий ей человек способен к бытийному познанию своего собственного прошлого. Это прошлое может быть охвачено и принято в нынешнее Я человека. Это означает полное принятие. Это означает прощение своего Я, достигнутое благодаря его пониманию. Это означает преодоление раскаяния, сожаления, вины, стыда, смущения и т.п. Такая установка отличается от взгляда на прошлое как на нечто происшедшее с человеком, перед чем он был бессилен, как на набор ситуаций, где он был лишь пассивен и целиком зависел от внешних факторов. В некотором смысле речь идет о том, чтобы взять на себя ответственность за свое прошлое. Это означает "стать субъектом и быть субъектом". 6. Трансцендирование своего Я, эгоизма, эгоцентризма и т.п., когда мы отвечаем на требования внешних задач, причин, обязанностей, проявляем ответственность перед другими и перед реальным миром. Когда некто исполняет свой долг, это тоже можно увидеть с точки зрения вечности и утверждать, что здесь имеет место преодоление своего Я, своих низших потребностей. В самом деле, это в конечном счете форма метамотивации и отождествления с тем, что "зовет" к действию. Это чувствительность к внепсихическим требованиям. А последнее в свою очередь означает разновидность даосской установки, фраза "быть в гармонии с природой" предполагает эту способность поддаваться внепсихической реальности, быть восприимчивым к ней, реагировать на нее, жить с ней, как если бы ты принадлежал к ней, а значит – быть в гармонии с ней. 7.Трансцендирование как мистический опыт. Мистическое слияние, будь то с другой личностью, с целым космосом, с чем-то промежуточным. Я имею в виду здесь мистический опыт, как он классически описан религиозными мистиками в разнообразной религиозной литературе. 8.Трансцендирование смерти, боли, болезни, зла и т.д., когда человек находится на достаточно высоком уровне, чтобы примириться со смертью, болью и т.д. С божественной, олимпийской точки зрения, все это необходимо и может быть понято как необходимое. Если такая установка достигается, как это может быть, например, при бытийном познании, то горечь, надрыв, гнев, обида способны исчезнуть или хотя бы намного ослабнуть. 9.(Пересекается со сказанным выше.) Трансцендирование означает принятие естественного мира, разрешение ему, в даосском духе, быть самим собой, преодоление своих низших, эгоистичных потребностей, своих эгоцентрических суждений, когда внепсихические вещи рассматриваются как опасные или безопасные, съедобные или несъедобные, полезные или бесполезные и т.п. В этом конечный смысл фразы "воспринимать мир объективно". В этом также один из необходимых компонентов бытийного познания, предполагающего преодоление своего Я, низших потребностей, эгоизма и т.д. 10.Трансцендирование противоположности "Мы-Они". Трансцендирование подхода к межличностным отношениям как к игре с нулевой суммой. Это означает подъем на уровень синергии (как межличностной, так и синергии социальных институтов или культур). 11.Трансцендирование базовых потребностей (либо путем их удовлетворения, так что они нормальным образом исчезают из поля сознания, либо благодаря способности отказаться от их удовлетворения и победить их в себе). Иначе это можно выразить словами: стать в основном метамотивированным. Данный вид трансцендирования предполагает отождествление с бытийными ценностями. 12.Любовь-отождествление как вид трансцендирования. Имеется в виду альтруистическая любовь (например, к своему ребенку, к другу), преодолевающая эгоистичное Я. Здесь возможна и более широкое отождествление со все большим количеством людей – вплоть до отождествления со всем человечеством. Это можно также описать как все большее расширение границ Я, вплоть до человеческого рода в целом. Это можно выразить также интрапсихически, феноменологически, как переживание того, что ты один из братьев, что ты принадлежишь к человеческому роду. 13.Все примеры гомономии в смысле А.Энгьяла (Angyal, 1965) – будь то высокой или низкой. 14.Сойти с карусели, на которой все кружатся. Пройти по скотобойне, не замаравшись кровью. Быть чистым, даже если вокруг грязь. Трансцендировать рекламу, то есть быть выше ее, не испытывать ее воздействия, не быть затронутым ею. В этом смысле человек может преодолеть все виды зависимости, рабства и т.п., подобно тому как В.Франкл, Б.Беттельхайм и другие смогли преодолеть даже ситуацию концлагеря. Вот еще пример. На первой полосе одного из номеров "Нью-Йорк таймс" за 1933 г. был помещен снимок бородатого старика-еврея, которого везли в тележке для мусора перед глумящейся берлинской толпой, У меня было такое впечатление, что старик испытывал к толпе сострадание, смотрел на этих людей с жалостью и, вероятно, прощал их, считая несчастными, больными и не достигшими человеческого уровня. Быть независимым от человеческой злобы, невежества, глупости или незрелости, даже когда они направлены против тебя, можно, хотя и очень трудно. Однако человек способен в такой ситуации посмотреть на нее в целом (в том числе и на себя внутри нее), как если бы он видел ее объективно, отстраненно, с безличностной или надличностной высоты. 15.Трансцендирование воздействующих на личность чужих мнений, то есть отраженных оценок. Это означает самодетерминацию Я. Это означает способность быть непопулярным, когда именно так надлежит поступать, способность самому решать за себя, держаться своей линии, быть самостоятельным человеком, а не объектом манипуляции или соблазна. В экспериментах типа проведенного С.Ашем такие люди оказывают сопротивление социальному давлению, а не ведут себя конформно. Они сопротивляются тому, чтобы их относили к какой-либо рубрике, они способны быть свободными от роли, то есть преодолевать свою роль и быть личностью, а не ролью. Это включает сопротивление внушению, пропаганде, социальному давлению, бойкоту и т.п. 16.Трансцендирование фрейдистского суперэго и переход на уровень внутренней совести, внутренней вины, заслуженного и уместного раскаяния, сожаления, стыда. 17.Трансцендирование собственной слабости и зависимости. Трансцендировать свою роль ребенка, стать как бы собственной матерью и отцом, вести себя по-родительски, а не только по-детски, быть способным проявлять силу и ответственность, а не только зависимость, преодолевать свою слабость и возвышаться до силы. Поскольку мы всегда имеем внутри себя одновременно и силу и слабость, важно в основном их соотношение. Но в конечном счете некоторых людей по праву можно назвать в основном слабыми, относящимися к другим людям как слабые к сильным и утверждать, что используемые ими механизмы адаптации, совладания, защиты – это все защита слабости от силы. То же для зависимости и независимости. То же для безответственности и ответственности. То же имеет место для капитана судна или водителя автомобиля, с одной стороны, и для простого пассажира, с другой. 18.Трансцендирование наличной ситуации. Как говорит К.Гольдштейн в своей книге "Организм" (Goldstein, 1939): "...относиться к существованию с точки зрения возможного, а не только действительного". Имеется в виду: подняться над привязкой к стимулу и существующей "здесь-и-теперь" ситуации. Впрочем, ограниченность рассмотрением конкретной ситуации, как у К.Гольдштейна, может быть преодолена. Пожалуй, лучше всего здесь будет такая формулировка: подняться в царство возможного, а не только действительного. 19.Трансцендирование дихотомий (полярностей, противоположности черного и белого, или-или и т.п.). Подняться от дихотомий к охватывающему их целому. Преодолеть атомизм, предпочтя ему иерархическую интеграцию. Связать, интегрировать то, что существовало отдельно. Конечным пределом есть холистическое восприятие космоса как единства. Это предельное или окончательное трансцендирование, но каждый шаг на пути к нему как таковой также представляет собой трансцендирование. Примером здесь может служить любая дихотомия, например, эгоизма и альтруизма, мужского и женского начал, родителя и ребенка, учителя и ученика и т.д. Все эти дихотомии могут быть трансцендированы, так, чтобы преодолеть взаимоисключение и противоположность их составляющих (как в игре с нулевой суммой) и подняться к более высокой точке зрения, откуда видно, что эти как бы взаимоисключающие противоположности могут быть сведены в единство, более реалистичное, более истинное и находящееся в большем согласии с действительностью. 20.Трансцендирование "дефицитарной реальности" в "бытийную реальность". (Конечно, это пересекается с любым другим видом трансцендирования. Впрочем, каждый из них пересекается с любым другим.) 21.Трансцендирование своей воли (в духе изречения: "Да сбудется не моя воля, а Твоя, Господи!"). Уступить своей судьбе и слиться с ней, любить ее в духе Спинозы или в даосском духе. Как бы обнять свою судьбу, любя ее. Возвыситься над своей личной волей, над стремлением командовать, контролировать, над потребностью в таком контроле и т.п. 22. "Трансцендировать" означает также "превзойти" в простом смысле сделать больше, чем, как ты думал, ты мог сделать, или больше, чем ты делал в прошлом, например, пробежать дистанцию быстрее, чем обычно, или стать лучшим танцором или пианистом, или лучшим плотником, или еще кем-то. 23.Трансцендирование означает также стать Божественным или богоподобным, выйти за пределы чисто человеческого. Но здесь надо быть осторожным в том смысле, чтобы не вкладывать в это утверждение какого-либо сверхчеловеческого или сверхъестественного содержания. Я подумываю об использовании слов "метачеловеческий" или "бытийно-человеческий", чтобы подчеркнуть, что достижение очень высокого уровня, Божественного или богоподобного, – это часть человеческой природы, хотя ее не часто можно видеть в действии. Это потенциальная возможность, неотъемлемо присущая человеческой природе. Подняться над разобщающим национализмом, патриотизмом или этноцентризмом в смысле "Мы и они", "они против нас" или комплекса вражды-дружбы Р.Ардри (см. его книгу "Территориальный императив" – Ardrey, 1966). Вспомним описанного Ж.Пиаже маленького женевского мальчика, который не мог вообразить себя одновременно и женевцем и швейцарцем. Он мог представить себя либо только женевцем, либо швейцарцем. Требуется больший уровень развития для овладения способностью к включению и подчинению понятий, их интеграции. Мое отождествление с национализмом, патриотизмом или с моей культурой не обязательно ослабляет более широкий и высокий патриотизм, отождествление со всем человеческим родом или с Объединенными Нациями. По сути дела, такой высший патриотизм не только шире, но в связи с этим и здоровее, человечнее, чем строгий локализм, сопряженный с антагонизмом или исключением чужаков. При этом я могу быть хорошим американцем и, конечно, должен быть американцем (в этой культуре я вырос, и я никогда не отброшу ее и не хочу отбрасывать, ради того, чтобы стать гражданином мира). Подчеркну, что гражданин мира, который не имеет корней и не принадлежит к какому-либо месту, будучи только космополитом, – не такой хороший гражданин мира, как тот, кто вырос в семье, в определенном месте, в доме с определенным языком, в определенной культуре и потому обладает чувством принадлежности, над которым можно надстраивать более высокие уровни потребностей и метапотребностей. Быть в полной мере представителем человеческого рода не означает отречения от более низких уровней; это означает скорее их включение в иерархическую интеграцию, что предполагает, например, культурный плюрализм, удовольствие от восприятия различий, от разных ресторанов, где подают блюда разных видов, от путешествий в другие страны, от этнологического изучения других культур и т.п. 24.Трансцендирование может означать жизнь в реальности Бытия, беседу на языке Бытия, бытийное познание. Такое познание может быть как спокойным, так и острым – типа пикового переживания. После инсайта, или большого потрясения, или масштабного мистического опыта, или озарения, или полного пробуждения, когда уходит эффект новизны, человек может успокоиться, привыкнув к хорошим или даже великим вещам, и жить как бы в небесах, быть накоротке с вечным и бесконечным. Не удивляться и не пугаться, а спокойно жить среди сущностей Платона или бытийных ценностей. По контрасту с эмоционально острым инсайтом и таким же бытийным познанием здесь можно говорить о "плато-познании". Пиковые переживания должны проходить и, как я понимаю, проходят. Однако озарение или инсайт остается с человеком. Он не может опять стать наивным или ничего не ведающим, каким он был ранее. Он не может "не видеть", опять стать слепым. Однако должен существовать язык, чтобы описать приспособление к свершившемуся превращению, или озарению, или жизни в раю. Для такой пробужденной личности нормально иметь объединяющее бытийное познание, к которому она всегда по желанию может перейти. Это спокойное бытийное познание (или плато-познание) приходит под контролем личности. Она может выключить или включить его, когда пожелает. Достижение (преходящее) полной человечности, или завершенности, или окончательности – это примеры трансцендирования. 25.Достижение даосской (бытийной) объективности на основе трансцендирования невовлеченной, нейтральной, беззаботной объективности наблюдателя (которая в свою очередь трансцендирует чисто эгоцентрический и незрелый недостаток объективности). 26.Трансцендирование разрыва между фактами и ценностями. Слияние фактов и ценностей воедино (см. главу 8). 27.Трансцендирование отрицательных сторон действительности (в том числе зла, боли, смерти и многого другого) находится в отчетах о пиковых переживаниях, когда мир принимается как благо, и человек примиряется с воспринимаемым им злом. Это включает в себя трансцендирование торможений, преград, отрицаний, отказов. 28. Трансцендирование пространства. Это может быть попросту такая поглощенность чем-либо, когда человек забывает, где он находится. Но это может быть также возвышение, приводящее к отождествлению со всем человеческим родом, когда твои братья на другой стороне Земли – это как бы часть тебя самого, так что в некотором смысле ты находишься на другой стороне Земли, так же, как и на своем действительном месте. То же справедливо для приобщения к бытийным ценностям: ведь они присутствуют всюду, так что если они оказываются определяющими характеристиками чьего-то Я, то это Я также находится всюду. 29. С некоторыми из рассмотренных выше смыслов пересекается трансцендирование усилий и стремлений, желаний и надежд, любых характеристик направленности и намерений. В простейшем случае это, конечно, простое удовольствие от удовлетворения желаний и исполнения надежд, от того, что ты уже находишься где-то вместо того, чтобы стремиться туда, уже достиг чего-то вместо того, чтобы приближаться к нему. Этот вид трансцендирования имеет место также, когда испытываешь чувство, которое называют "высокой беззаботностью". Это даосское ощущение того, что ты позволяешь событиям идти своим чередом вместо того, чтобы заставлять их происходить как-то иначе, ощущение полного счастья и принятия этого состояния, когда отсутствуют стремления и желания, и ты отказываешься от вмешательства, контроля, волевых усилий. Это трансцендирование амбиций и эффективности. Это состояние обладания, когда ты не ощущаешь недостатка чего-либо. Итак, можно перейти к состоянию счастья и удовлетворенности тем, что есть. К его высокой оценке. К благодарности за него. К состоянию и ощущению удачи и успеха. К ощущению безвозмездно оказанной тебе милости. Пребывание в конечном состоянии означает трансцендирование средств в разных смыслах. Но здесь надо быть очень осторожным в формулировках. 30.Особого внимания с точки зрения исследовательских целей (как и терапевтических) заслуживают особые виды трансцендирования, когда страх трансцендируется в состояние отсутствия страха или мужества (это не совсем одно и то же). 31. Полезно было бы также использовать идеи Р.Бёкка, изложенные в его книге "Космическое сознание" (Висkе, 1923). Речь идет об особом феноменологическом состоянии, когда человек каким-то образом воспринимает весь космос или, по меньшей мере, единство и интеграцию его и всего в нем, включая собственное Я. При этом он чувствует, что по праву принадлежит космосу. Он становится членом космической семьи, а не сиротой. Он входит внутрь, а не наблюдает извне. Он одновременно чувствует свою малость перед лицом обширности Вселенной и свою важность – благодаря абсолютному праву находиться в ее составе. Он часть Вселенной, а не незнакомец или пришелец. Чувство принадлежности сказывается здесь очень сильно – в противовес чувству остракизма, изоляции, одиночества, отверженности, отсутствия корней и своего места. Тот, кто пережил это, сможет, видимо, постоянно испытывать чувство принадлежности, наличия своего места, пребывания там по праву и т.п. (Я говорю об этом типе космического сознания при бытийном познании в пиковых переживаниях по контрасту с другим типом, когда имеет место максимальное сужение поля сознания в интенсивной и полной поглощенности и очарованности одним человеком, или одной вещью, или одним событием, которое каким-то образом замещает весь мир, весь космос. Я назвал это сужающим видом пикового переживания и бытийного познания.) 32.Вероятно, особо и отдельно надо выделить трансцендирование в смысле приобщения к бытийным ценностям и отождествления с ними, в результате чего личность в дальнейшем мотивируется, главным образом ими. 33.Индивидуальные особенности можно трансцендировать в очень специфическом смысле. Наиболее высокая установка по отношению к индивидуальным особенностям состоит в том, чтобы не только знать и принимать их, но и радоваться им и, в конечном итоге, быть глубоко благодарным за них как за прекрасный пример изобретательности космоса – признавать тем самым их ценность и изумляться им. Это, конечно, высокая установка, а значит, как я полагаю, – вид трансцендирования. Но в то же время, в отличие от такого рода благодарности за индивидуальные особенности, существует другая установка, когда личность возвышается над ними в признании сущностной общности, взаимозависимости и отождествления со всеми людьми в составе человечества в том смысле, что каждый человек – твой брат или сестра, так что индивидуальные особенности и даже различия полов могут быть определенным образом трансцендированы. Таким образом, на каких-то отрезках времени человек может полностью осознавать различия между индивидами; но в других случаях он может отметать их как относительно несущественные по сравнению с универсальной человеческой природой и сходством человеческих существ. 34.Определенный вид трансцендирования, интересный в теоретическом плане, – это трансцендирование человеческих пределов, несовершенств, недостатков, человеческой ограниченности. Такон трансцендирование достигается в форме переживания совершенства, причем это переживание может быть либо острым, либо более спокойным, по типу плато. В обоих случаях человек может быть чем-то священным, окончательным, Богом, совершенством, сущностью, воплощать в себе Бытие (а не только становление). Это можно выразить как трансцендирование обычной, повседневной человечности в пользу чрезвычайной человечности или, можно сказать, метачеловечности. То, о чем идет речь, может быть актуальным феноменологическим состоянием; может быть видом познания; может также быть постигаемым философским пределом или идеалом – наподобие платоновых сущностей или идей. В острые моменты, а в какой-то мере и в "плато-познании", человек становится совершенным или может видеть себя как совершенного. В такой момент я могу любить всех и принимать всех, прощать всех, примириться даже с задевающим меня злом. Я могу понять порядок вещей и радоваться ему, и я могу даже почувствовать какой-то субъективный эквивалент того, что присуще только богам, то есть всеведения, всемогущества, вездесущности (это значит, что в определенном смысле человек может стать в такие моменты Богом, мудрецом, святым, мистиком). Вероятно, то обстоятельство, что это все – часть человеческой природы, хотя соответствующая лишь ее высшим возможностям, лучше всего передается словом "метачеловечность". 35.Трансцендирование своего собственного кредо, своей системы ценностей или верований. Это стоило бы обсудить отдельно в связи с особой ситуацией в психологии, где "первая сила", "вторая сила" и "третья сила" рассматриваются многими как взаимоисключающие. Конечно, такой взгляд ошибочен. Гуманистическая психология скорее включает в себя их, нежели исключает. Это эпифрейдистская и эпипозитивистская наука. Две исходные точки зрения – не столько ложные или неправильные, сколько ограниченные и частичные. Их сущность очень хорошо укладывается в более обширную структуру. Конечно, их включение в такую структуру изменяет их в некоторых отношениях, корректирует их, указывает на определенные ошибки, но в то же время сохраняются их наиболее существенные, хотя и частичные, характеристики. Среди интеллектуалов может существовать комплекс вражды-дружбы, когда лояльность к Зигмунду Фрейду, или Кларку Халлу, или, скажем, к Галилею, Эйнштейну, Дарвину выступает как разновидность локального, исключающего чужаков патриотизма, как своего рода братство, куда одни допускаются, а другие – нет. То, о чем идет речь, – это особый случай включаемости, или иерархической интеграции, или холизма, но здесь полезно выделить аспект, касающийся психологов, а также философов, естествоиспытателей и, вообще, тех интеллектуальных областей, где существует тенденция подразделения на так называемые научные школы. В связи с этим надо сказать, что к научным школам возможен как дихотомический, так и интегративный подход. А.Маслоу "ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА" http://psylib.ukrweb.net/books/masla03/txt21.htm Здесь же и ответы для Erty пишет: Государства ведь и основаны на стрессах. Это заложено в само основание государства. Либо, как говорится, "война всех против всех", либо общественный договор, границы, отстаивание границ, отношения чиновники - подчиненные и т.д. Поэтому и писала в теме Майдан, что пока у всех мозги не прочистились одновременно и массово, родину надо защищать. Подняться над разобщающим национализмом, патриотизмом или этноцентризмом в смысле "Мы и они", "они против нас" или комплекса вражды-дружбы...

Андреа: А.Маслоу "ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА" "Характеристики бытийного познания (Б-познания) и дефицитарного познания (Д-познания) мира": 1. Бытийное познание мира - Объект воспринимается как единое, целое, самодостаточное, объединяющее. Либо действует космическое сознание (в понимании Р.Бёкка), когда весь космос воспринимается единой вещью, к которой принадлежит сам воспринимающий, либо же человек, предмет или часть мира воспринимаются так, будто они и есть весь мир, то есть остальной мир забывается. Мир и каждый объект воспринимаются целостно. 1. Дефицитарное познание мира - Объект воспринимается как часть, как нечто незавершенное, не самодостаточное, зависящее от других вещей. и т.д. http://psylib.ukrweb.net/books/masla03/txt20.htm Часть VI. БЫТИЙНОЕ ПОЗНАНИЕ 19. ЗАМЕТКИ О НЕВИННОМ ПОЗНАНИИ Понятие suchness – синоним японского слова соно-мама, которое рассматривается подробнее в книге Д.Судзуки "Мистицизм: христианство и буддизм" (Suzuki, 1957), в особенности на с. 99 и 102. Буквально оно означает "таковость" (as-it-isness) вещей. Это и некоторые другие понятия указывают на ту особенную и характерную целостность, или гештальт, которая и делает предмет тем, что он есть, придает ему конкретную идеографическую сущность, отличающую его от всего остального. Старый психологический термин "кволе" (quale) в применении к ощущениям имеет то же значение, что и слово "сущность". Кволе есть тем не поддающимся описанию или определению качеством, которое и отличает красный цвет от синего. Различие между красным цветом и синим состоит именно в "красноте" первого, т.е. в его сущности. Мы имеем в виду примерно то же самое, когда говорим о ком-то: "В этом он весь!". Для нас это означает, что то, что он сделал, было вполне ожидаемо, вполне соответствует его натуре, характерно для него. и т.д. http://psylib.ukrweb.net/books/masla03/txt19.htm 18. О НИЗКИХ ЖАЛОБАХ, ВЫСОКИХ ЖАЛОБАХ И МЕТАЖАЛОБАХ Основной принцип, на котором базируется вся концепция, можно сформулировать в следующем виде: люди могут жить на разных уровнях мотивационной иерархии, то есть "высокой" жизнью или жизнью "низкой", ограничиваться борьбой за существование или счастливо жить в эвпсихическом обществе, когда все базовые потребности удовлетворены и можно предаваться размышлениям о сути поэзии, или математики, или о чем-нибудь еще в этом роде. Эвпсихическое общество - это 17. ОБ ЭВПСИХИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ http://psylib.ukrweb.net/books/masla03/txt17.htm Определить мотивационный уровень жизни человека можно несколькими способами. Например, о нем можно судить по тому, над какими шутками человек смеется. Для человека, живущего на низшем потребностном уровне, наиболее смешным будет самый жестокий и грубый юмор, вроде зрелища старушки, которую кусает собака, или городского дурачка, над которым издеваются дети. Юмор же в духе Авраама Линкольна – юмор философского, познавательного типа – вызывает скорее улыбку, а не животный хохот, в нем нет ничего, связанного с жестокостью или насилием. Этот юмор более высокого порядка совершенно непонятен человеку, живущему на низших потребностных уровнях. Еще одним примером проявления различий мотивационного уровня нашей жизни в разных симптомах и поведенческих актах могут служить проективные тесты. и т.д. http://psylib.ukrweb.net/books/masla03/txt18.htm

Андреа: Книга в электронном виде (читать без скачивания) А.Маслоу "ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА" здесь @"Видение вещей в их сущности, тождественно конкретному восприятию". еще понра, похоже на идеи БК: Эта сконцентрированная и изолированная зачарованность во многом подобна японскому понятию муга. Это состояние, в котором вы делаете что-то от всей души, не думая ни о чем другом, без всяких сомнений, без какой-либо критичности или сдержанности. Это чистое, идеальное и абсолютное спонтанное действие без каких-либо внутренних ограничений. Оно возможно только тогда, когда Я превзойдено или забыто. ... В значительной части литературы по дзен-буддизму муга рассматривается как полная поглощенность тем, что человек делает в данный момент – например рубкой дров, которой он отдает всю душу и силу. Erty пишет: Сейчас у людей стресс тот же - чувствуют необходимость защищать родину. Но мир стал очень сильно другим. Уже мало что разберешь. Физического врага у ворот вроде и нет, какие-то там альянсы, расстановка политических сил, инфо-война, оппозиция внутри страны... Все гораздо сложнее. Вместо реального врага у ворот - какие-то эгрегоры... витают... А.Маслоу "Эвпсихическое управление": «Удовлетворение потребностей низшего уровня действительно может быть обеспечено с помощью денег, но когда эти потребности уже удовлетворены, людей будут мотивировать только высшие формы "платы", то есть чувство принадлежности, любви, достоинства, уважения, благодарности, чести, а также возможность самоактуализации и развития высших ценностей – истины, красоты, эффективности, справедливости, совершенства, порядка, законности и т.д. Здесь о многом может поразмыслить не только марксист или фрейдист, но и политический или военный функционер, жесткий начальник или либерал. » подробнее здесь И как актуально,-- это из "Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)", однако политические или военные, или чиновники управления страной книг по управлению не читают, а пытаются управлять страной, народом только исходя из своих личных интересов, далеких от высших ценностей. *** про НЕВИННОСТЬ: "...когда Д.Судзуки обсуждает состояние невинности так, как будто единое сознание, слияние преходящего и вечного в чем-то подобно состоянию ребенка, который, согласно словам Т.Трагерна (с. 105), обладает первобытной невинностью. Д.Судзуки говорит, что необходимо вернуться в Эдем, вновь обрести рай, где древо познания еще не начало плодоносить. Вкусив запретный плод познания, мы тем самым обрели нашу неизменную привычку интеллектуализации. Но, если быть последовательным, мы никогда не забудем нашу изначальную обитель невинности". Д.Судзуки связывает эту библейскую невинность, это христианское понимание невинности, с "бытием соно-мама", то есть с видением сущности. Это, по моему мнению, весьма грубая ошибка. Христианский страх знания, отраженный в притче о Эдеме, в которой именно знание приводит к грехопадению Адама и Евы, навсегда сохранился в христианстве в виде некоторого антиинтеллектуализма, боязни знающего, ученого и т.п., наряду с уверенностью в том, что вера, набожность или простота в духе невинности Св. Франциска Ассизского в определенном смысле лучше, чем интеллектуальное знание. И в некоторых областях христианской традиции существует даже убежденность, что эти два типа познания взаимоисключающие: если вы знаете слишком много, то не можете обладать простой, невинной верой, а поскольку вера, конечно же, лучше, чем знание, не стоит слишком усердно учиться или заниматься, или быть ученым, или кем-то еще в этом роде. Также абсолютно достоверно, что все известные мне "примитивные" секты однозначно антиинтеллектуальны и не доверяют учению и знанию, поскольку это исключительно "свойство Господне, а не человеческое" [22]. Но невинность невежественная – это не то же самое, что невинность мудрая и искушенная. Более того, конкретное восприятие ребенка и его способность воспринимать сущность есть определенно нечто иное, чем восприятие конкретности и сущности, присущее самоактуализирующемуся взрослому. Они сильно различаются хотя бы по следующему признаку. Ребенок не был редуцирован до конкретного, он даже еще не дорос до абстрактного. Он невинен, поскольку он невежествен. Это очень сильно отличается от "второй невинности", или, как я ее называю, "второй наивности" умудренного, самоактуализирующегося взрослого, познавшего весь дефицитарный мир со всеми его пороками, раздорами, слезами и нищетой, но способного, тем не менее, встать над ними и обрести интуитивное сознание, в котором он может увидеть бытийный мир, увидеть красоту космоса среди всех пороков, раздоров и слез. Через поражения, или в поражениях, он способен увидеть совершенство. Это нечто абсолютно отличное от невежественной детской невинности, рассматриваемой Т.Трагерном. Описываемое им состояние невинности определенно отличается от невинности, достигаемой святыми или мудрецами, людьми, прошедшими через дефицитарный мир, имевшими с ним дело и боровшимися с ним, испытавшими в столкновении с ним многие несчастья, но все же способными превзойти, трансцендировать его. и т.д. А.Маслоу http://psylib.ukrweb.net/books/masla03/txt19.htm


калинка: Добрый день! Разобралась я с самобытным представлением о Боге. Язычество, идолопоклонство. Умом понимаем "не сотвори себе кумира", на подсознании ищем, кому бы поклониться, где бы найти правильного учителя. "Обожествление" либо себя, либо себеподобного. А там уже отношение между "богом" и самим собой м.б. самые разные....от ненависти и презрения до угодничества и пресмыкания.

Hasida: Девчата, есть тема "Наивность". http://viilma.borda.ru/?1-6-0-00000015-000 Перенесу в эту тему посты, начиная с вопроса Валерии.

лаура: Hasida спасибо! а тоя хотела уже себе в тему закинуть! я ведь свой стресс "очаровываюсь- разочаровываюсь" стала раскручивать именно с детского наивнизма , тему Наивность не нашла потому что

лаура: не знаю будешь ли переносить посты Андреа, у ней тоже есть интересное про наивность , и другое правда так много что я не смогла все прочитать

Константа: kudrjaska пишет:Почему техники прощения несмотря на большую популярность неэффективны? Как-то на одном семинаре Берт Хеллингер сказал: "Тот, кто прощает, тот в гордыне". Чтобы простить того, кто тебя обидел, нужно возвыситься над ним, считать себя лучше обидчика. Намерение прощающего: "Я лучше тебя. Ты сделал мне больно, но я не такой, как ты, я лучше тебя". Есть такое в небольшом количестве. Покровительственное отношение, но его... не знаю..., может нужно различать с пониманием. Но нужно не запутаться. Вроде как я выше, я лучше заю, потому что теперь прощать умею. А ты глупый и наивный (наивность! пошла), ты этого не знаешь... Вполне может такое быть. Прощение есть тогда, когда к человеку просто любовь, тепло.

калинка: Через прощение приходит покаяние и примирение с Богом, а пока... человек в непрощении, т.е осознает себя выше Бога. За многие воплощения...кто знает чего было, какими невидимыми связями мы опутаны. Всему свое время.

Константа: калинка пишет: Через прощение приходит покаяние и примирение с Богом Кто для тебя БОГ?

калинка: Константа пишет: Кто для тебя БОГ? Прежде всего...свое внутреннее Я... свой Бог, его еще необходимо восстановить в себе, он пока унижен, не признан, т.к. обожествление внутри было ошибочное, я "обожествляла" маму, для меня она была непререкаемым авторитетом. Поэтому, когда меня ударили по попке в детстве, а я потеряла сознание.,скорее всего ...это была мама . Страх перед "божеством". Дух, это ведь Отец, вот его авторитет и необходимо внутри себя поднять.

Константа: Я не случайно задала вопрос. Вот ты пишешь: калинка пишет: пока... человек в непрощении, т.е осознает себя выше Бога И ты отвечаешь: калинка пишет: Прежде всего...свое внутреннее Я... свой Бог Вот как ты понимаешь, что ты (человек) ставишь себя выше Бога, т.е. выше своего внутреннего Я? А кто тогда ты? Кто ставит себя выше своего внутреннего Я? И что означает страх перед божеством? Это страх тогда перед кем? (Если не хочешь, не отвечай.)

калинка: Константа пишет: А кто тогда ты? Кто ставит себя выше своего внутреннего Я? И что означает страх перед божеством? Это страх тогда перед кем? (Если не хочешь, не отвечай.) Почему не отвечать? Я ведь сама разбираюсь. Ты ведь знаешь, что есть внутренние "я" и Я. Вот и разбираюсь, кто в доме хозяин?

Константа: У меня такое представление, что Бог - это сама жизнь. С ее законами или отсутствием их, со всеми событиями, которые происходят. И наше дело принимать их. Просто принимать. Но мы так не могём. Пытаемся думать, умничать, сопротивляться, улучшаться и т.д. Потому что без сопротивления мы ж как ... кое-что в проруби, а не хочется. И поэтому идет сопротивление. А Бог - сама жизнь. Всё, что вокруг. Не получается принимать без собственной оценки на плохо и хорошо. Ну это мое понимание. Чтобы принять жизнь, нужно принять все, что происходит. И всё, что не происходит. И принять свое непринятие. Что является самым трудным для меня. Я хочу принять все, чтобы не было сопротивления. Не соглашаясь, что сопротивление - это тоже часть жизни... Короче круг за кругом, круг за кругом.

калинка: Константа пишет: У меня такое представление, что Бог - это сама жизнь. С ее законами или отсутствием их, со всеми событиями, которые происходят. И по воле Бога жизнь предполается быть счастливой, в благости, а пока происходит несовпадение.

Константа: калинка пишет: а пока происходит несовпадение Рзве? А если посмотреть по сторонам, подумать?

калинка: Константа пишет: Рзве? А если посмотреть по сторонам, подумать? Вот и я думаю...то ты прощаешь по ЛВ со свечкой, то ты призываешь не прощать, ты где настоящая, ау....

Fenix: Константа пишет: Потому что без сопротивления мы ж как ... кое-что в проруби, а не хочется. . Галь, это с сопротивлением как в проруби г...., неужели не ощутимо, по результатам? Или как?

Константа: калинка пишет: ты призываешь не прощать Где я призываю это делать? Калинка, хочется поёрничать? Я - пас. Мне это не интересно. Как и тебе - знать гд я настоящая. Ты опять вместо разговора ушла в свои любимые отговорки и нападки. Всего хорошего.

Константа: Fenix, ощутимо всеми. Но согласись, все равно ощущать хочется...



полная версия страницы